28 марта ‘24, Четверг

Ученые омолодили мышей с помощью переливаний крови

Физиологи показали, что кровь молодых мышей способна омолаживать нервную систему их престарелых собратьев, делая пожилых грызунов более сообразительными.

Об этом говорится в статье американских ученых из Медицинской школы Стэнфордского университета, опубликованной в журнале Nature Medicine.

Впервые теорию омоложения при помощи переливаний крови стал разрабатывать Александр Богданов, большевик и ученый-естественник. Богданов погиб во время одного из опытов в 1928 году, однако его идеи до сих пор не потеряли актуальности. Это доказывают эксперименты, проведенные специалистами из Стэнфорда - правда, не на людях, а на мышах.

В ходе первого этапа опытов ученые попарно хирургически соединяли кровеносные системы старых 18-месячных мышей и их 3-месячных собратьев. Аналогичным образом исследователи связывали воедино сосуды двух престарелых грызунов одного возраста. Опыты показали, что у мышей, обменивавшихся кровью с молодыми особями, омолаживался гиппокамп - структура мозга, отвечающая за эмоции и память. В частности, там становилось больше дендритов (отростки нейронов), а также изменялся характер экспрессии генов. У старых мышей, соединенных с мышами аналогичного возраста, мозг изменений не претерпевал.

Во второй серии экспериментов ученые вводили пожилым грызунам инъекции плазмы крови молодых мышей. После этого грызуны делали большие успехи в обучении, в частности, быстрее ориентировались в пространстве, когда их погружали в контейнер с водой. Вероятно, на их мозг воздействовали белки, содержащиеся в плазме молодых мышей - когда эту плазму перед инъекцией нагревали, что приводило к денатурации белков, омолаживающий эффект пропадал.

В дальнейшем исследователи планируют выявить, какие именно химические вещества в крови отвечают за омолаживание, а также имеются ли они у человека.