29 марта ‘24, Пятница

Радиоприемники дезориентируют птиц в пространстве

Биологи выяснили, что радиоволны нарушают работу внутреннего «компаса» птиц - из-за этого пернатые могут сбиваться с пути во время миграций.

Результаты исследования, проведенного немецкими учеными из Ольденбургского университета, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Уже много лет специалисты спорят о том, влияют ли электромагнитные поля различных устройств на здоровье человека и животных. Кропотливый семилетний эксперимент, проведенный авторами статьи, показал - даже слабые электромагнитные поля могут оказывать негативное воздействие на зарянок (Erithacus rubecula), одних из самых обычных европейских птиц.

Идею эксперимента исследователям подсказали сами зарянки - ученые заметили, что эти птицы ведут себя немного необычно, делая остановку вблизи кампуса университета во время миграции на юг. Тогда ученые соорудили для зарянок особый вольер, обшитый листами алюминия и заземленный с помощью кабеля. Такой вольер изолировал птиц от электромагнитного излучения в диапазоне от 50 килогерц до 5 мегагерц, но не «глушил» магнитное поле Земли.

Опыты показали, что в экранированных вольерах птицы всегда ориентируются в соответствии со своими путями миграции. Однако как только ученые убирали обшивку или помещали внутрь радиоприемник, работающий в диапазоне AM, зарянки оказывались дезориентированными. Ученые предполагают, что это происходит из-за воздействия электромагнитных волн на кристаллики железа в птичьих клювах, которые служат им в качестве «компаса».

Как отмечают ученые, с точки зрения международных стандартов радиоволны, воздействию которых подергались птицы, полностью безопасны для человека, в отличие от излучения мобильных телефонов, чей эффект до сих пор дискутируется. Несмотря на это, радиоприемники всё же негативно сказываются на пернатых.