29 марта ‘24, Пятница

В Боливии зарегистрирован мировой рекорд интенсивности солнечной радиации

Ученые зафиксировали в Андах рекордно высокий уровень ультрафиолетового излучения - за всю историю наблюдений ни в одной точке Земли солнечная радиация не достигала такой силы.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Исследовательского центра Эймса NASA, опубликованной в журнале Frontiers in Environmental Science.

Ультрафиолетовое излучение, испускаемое Солнцем, по большей части задерживается озоном и водяными парами, имеющимися в атмосфере. Считалось, что самый высокий уровень ультрафиолета на поверхности нашей планеты наблюдается в районе Южного полюса, над которым располагаются дыры в озоновом слое.

Однако авторы статьи показали, что УФ-излучение может быть рекордно интенсивным всего в 1500 километрах от экватора. Это выяснилось, когда специалисты изучали высокогорные озера в Андах, чтобы сравнить их условия с обстановкой на других планетах. В частности, они измеряли уровень солнечной радиации на берегах озера в жерле вулкана Ликанкабур (5 917 метров над уровнем моря).

Интенсивность УФ-излучения изменяется в баллах УФ-индекса, разработанного Всемирной организацией здравоохранения. Чем эти баллы выше, тем выше угроза для здоровья: например, если уровень ультрафиолета достигает 11 баллов, то получить солнечные ожоги могут даже самые темнокожие люди, если они не примут мер предосторожности.

Наблюдения в окрестностях Ликанкабура велись несколько лет, интенсивность УФ-излучения достигала там максимум 26 баллов. Однако 29 декабря 2003 года приборы показали, что его уровень поднялся до рекордных 43 баллов - ранее ультрафиолет такой силы никогда не регистрировался на земной поверхности.

По мнению авторов статьи, эта аномалия связана со вспышкой на Солнце, произошедшей чуть ранее. Она ослабила озоновый слой, и без того тонкий в этом районе, что в сочетании с большой высотой и безоблачной погодой и сделало УФ-излучение рекордно сильным. Исследователи не исключают, что в будущем сравнимые по силе всплески УФ-излучения станут более частым явлением в целом ряде регионов Земли. Это будет сопряжено с негативными последствиями как для человека, так и для других живых организмов.