28 марта ‘24, Четверг

Астрономы разглядели звезду-зомби, уцелевшую после взрыва сверхновой

Благодаря счастливой случайности астрономы смогли проследить за историей парной звезды до и после взрыва сверхновой. В частности, они идентифицировали уцелевшие в результате катастрофы остатки белого карлика, одного из пары взорвавшихся звезд.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Сверхновые типа Ia используются в качестве «маяков» при наблюдении за расширением Вселенной, поэтому ученым особенно важно знать, как они образуются. Из-за огромной мощи взрывов сверхновых Ia на их месте почти ничего не остается, так что ученые не могут использовать уцелевшие компоненты Ia для реконструкции звездных систем, предшествующих вспышке.

В несколько раз реже, чем Ia, встречаются менее яркие сверхновые, относящиеся к типу Iax. Предполагалось, что они не полностью уничтожают своих родоначальников. В январе 2012 года с помощью наземных телескопов ученые зарегистрировали одну из таких маломощных сверхновых, обозначенную аббревиатурой SN 2012Z. Вспышка произошла в галактике NGC 1309, удаленной от нас на 110 миллионов лет.

Подняв астрономические архивы, ученые поняли, что космический телескоп «Хаббл» по счастливой случайности в 2005-2006 годах сделал несколько снимков именно того участка галактики, где впоследствии вспыхнула сверхновая SN 2012Z. Сопоставив снимки, сделанные до и после этого события, астрономы смогли воссоздать историю этой космической катастрофы.

В результате астрономы еще раз подтвердили ранее выдвинутую гипотезу, согласно которой вспышки сверхновой происходят, когда белый карлик перетягивает на себя часть вещества своего компаньона - более массивной звезды. После этого на поверхности карлика начинается термоядерная реакция, приводящая к взрыву. В случае SN 2012Z ученые смогли проследить также следы «звезды-зомби», оставшейся на месте взорвавшегося белого карлика. Специалисты надеются, что дальнейшие наблюдения помогут изучить его более подробно.

Поскольку более распространенные сверхновые типа Ia отличаются о сверхновых Iax только силой вспышки, авторы статьи полагают, что полученные данные можно экстраполировать и на них.

Песков объяснил, почему Путин не приезжал к месту теракта в «Крокусе»