29 марта ‘24, Пятница

Астрономы предложили искать экзолуны по радиоволнам

Ученые разработали новую методику поиска спутников у планет за пределами Солнечной системы. В этом им помогли наблюдения за Ио, спутником Юпитера.

Результаты исследования, проведенного американскими астрономами из Техасского университета, опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

К настоящему времени ученым достоверно известно о существовании более чем 1800 экзопланет. Большая часть из них была открыта так называемым транзитным методом, когда планеты на время заслоняли звезду, вокруг которой они вращаются. К экзолунам, спутникам экзопланет, такая методика не применима, так что астрономам до сих пор не удалось «засечь» ни одной из них.

Наблюдая за Ио, спутником Юпитера, авторы статьи выяснили, что на существование экзолун могут указывать радиоволны. В случае Ио они возникают, когда ионосфера этого объекта взаимодействует с магнитосферой газового гиганта. Ионосфера Ио формируется благодаря деятельности вулканов - это единственное место в Солнечной системе, где они действуют (за исключением Земли).

Тем не менее, как считают ученые, ионосферу, необходимую для порождения радиоволн, могут иметь и экзолуны, лишенные вулканов. «Крупные спутники, такие как Титан, крупнейший спутник Сатурна, обладают достаточно толстой атмосферой, следовательно, у них есть и ионосфера», -- пояснил Хоакин Нойола, соавтор статьи.

В ближайшее время ученые хотят опробовать методику на двух экзопланетах - Gliese 876b, удаленной от нас на расстояние в 15 световых лет, и Epsilon Eridani b, удаленной на 10,5 световых лет. Исследователи считают, что вокруг них могут вращаться крупные спутники, сопоставимые по размерам с Луной, так что мощные радиотелескопы теоретически способны зарегистрировать исходящие от них радиоволны.