28 марта ‘24, Четверг

Астрономы предупредили об опасности космических груд щебня

Ученые разобрались с устройством сложносоставных астероидов и выяснили, что они представляют собой груды мелких камней, «склеенные» силами Ван-дер-Ваальса. Разрушить такие астероиды, если они относятся к классу потенциально опасных для Земли, будет очень непросто.

Об этом говорится в статье американских астрономов из Университета Теннеси, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Объектом исследования стал околоземный астероид 1950 DA - считается, что это 1,1-километровое образование в 2880 году может столкнуться с нашей планетой. Вероятность данного события оценивается как 1 к 300. Ранее ученые полагали, что для 1950 DA характерна высокая концентрация металлов - об этом свидетельствовало альбедо астероида.

Однако новые наблюдения показали -1950 DA состоит из обычного очень пористого реголита и по сути представляет собой груду мелких обломков, слепленных в единый комок. Астероид вращается очень быстро, делая полный оборот вокруг своей оси всего за 2 часа, поэтому сил гравитации недостаточно для поддержания его стабильности.

Проанализировав тепловые снимки 1950 DA и особенности его орбиты, авторы статьи пришли к выводу, что составные части астероида не разлетаются в разные стороны благодаря Ван-дер-Ваальсовым силам - силам межмолекулярного взаимодействия. На Земле благодаря действию таких сил лапки ящериц-гекконов «приклеиваются» к гладким поверхностям, благодаря чему те могут лазать по стеклу. При изучении астероидов этот физический феномен ранее не отмечался.

Исследователи отмечают, что уничтожить такие потенциально опасные астероиды, как 1950 DA, практически невозможно. Благодаря силам Ван-дер-Ваальса груды щебня гораздо устойчивее обычных астероидов. Вместо того, чтобы разлетаться в пыль при внешнем воздействии, они будут просто разваливаться на несколько менее крупных комков со столь же опасной орбитой .

Россияне смогут поступать в белорусские вузы по результатам ЕГЭ