19 апреля ‘24, Пятница

Физикам удалось замедлить свет

Ученые заявили, что им впервые удалось заставить двигаться фотоны со скоростью меньшей, чем скорость света. Впрочем, данный эффект проявляется только на небольших расстояниях.

Об этом говорится в статье шотландских ученых из Университета Глазго, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Как известно, скорость света является постоянной величиной и в вакууме составляет около 300 тысяч километров в секунду. Проходя сквозь препятствия, такие как вода или стекло, свет немного замедляется, однако считалось, что сразу после этого он вновь начинает двигаться с прежней скоростью. Авторы статьи доказали, что это не так в случае индивидуальных фотонов.

В ходе эксперимента ученые с помощью лазера одновременно выпускали два фотона, один из которых пропускался через специальную кристаллическую решетку, а другой двигался беспрепятственно. Выяснилось, что фотон, прошедший сквозь препятствие, преодолевал расстояние в один метр немного медленнее, отставая от другого фотона на несколько микрометров.

Исходя из времени отставания экспериментаторы выяснили, что фотон двигался медленно не только в самой решетке, но и после прохождения через нее. То есть, он не смог восстановить скорость мгновенно. Следовательно, скорость света является константой только когда он ведет себя как волна, а не как частицы (корпускулярно-волновой дуализм).

На том, что скорость света неизменна, основываются многие выводы космологии. Тем не менее, авторы статьи уверяют, что замедление фотонов ощутимо только на незначительных дистанциях, так что данным эффектом можно пренебречь. Напомним, недавно ученые заставили фотоны взаимодействовать друг с другом и объединяться в «молекулы».