26 апреля ‘24, Пятница

Астрономы проследили за «ветром» черной дыры

Ученые впервые выяснили, какую форму имеет пучок излучения, испускаемый сверхмассивными черными дырами. Открытие поможет понять, как черные дыры влияют на эволюцию галактик.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Калифорнийского технологического института, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Внимание астрономов привлек яркий квазар PDS 456, удаленный от нас на расстояние в 2 миллиарда световых лет. Квазаром называется активное ядро галактики – как правило, ему соответствует сверхмассивная черная дыра, активно излучающая энергию при поглощении окружающего вещества.

В 2013-2014 годах авторы статьи провели пять сессий наблюдения за PDS 456 с помощью двух космических телескопов – NuSTAR (NASA) и XMM-Newton (ESA). Первый из них анализировал высокоэнергичное рентгеновское излучение квазара, второй – низкоэнергичное. По ионам железа, которые переносились излучением, ученые реконструировали его форму.

Оказалось, что «ветер» черной дыры не распадается на отдельные лучи, а похож на сферу. Его скорость достигает одной трети от скорости света, а кинетическая энергия эквивалентна излучению нескольких триллионов солнц. Наблюдения доказывают, что черные дыры могут «вымывать» из галактик вещество, тем самым препятствую образованию новых звезд.

Напомним, недавно астрономы заявили о пузырях космического газа, которые образовались вокруг галактики «Чайная чашка» из-за деятельности черной дыры.

Матвиенко предложила увеличить пособия уволенным беременным до уровня МРОТ