18 апреля ‘24, Четверг

Созданы часы, которые будут идти правильно 15 млрд лет

Инженеры создали улучшенную версию атомных стронциевых часов. В ближайшие 15 миллиардов лет они отстанут всего на одну секунду.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Национального института стандартов и технологий, опубликованной в журнале Nature Communications.

Точное определение времени необходимо для работы многих устройств, включая системы навигации, такие как GPS. Кроме того, сверхточные часы требуются для измерения гравитации и геодезических расчетов. Авторы статьи представили самое совершенное на сегодня устройство для измерения времени, побив свой же рекорд прошлогодней давности.

Часы, описываемые в работе, состоят из нескольких тысяч атомов стронция. Они организованы в так называемую оптическую решетку размером 30 на 30 микрометров, состоящую из 400 слоев. Под воздействием лазера атомы в каждом слое «пульсируют» с частотой 430 триллионов в секунду, переключаясь с одного энергетического уровня на другой.

По своей точности, то есть по тому, насколько сильно резонируют осцилляции атомов устройства, новые часы превзошли предыдущую разработку в 3 раза. Стабильность прибора увеличилась на 50% - это значит, что каждое последующее «тиканье» часов лучше соответствует предыдущему. Как утверждают ученые, отставание часов за 15 млрд лет составит всего одну секунду - для сравнения, возраст Вселенной оценивается в 13,8 млрд лет.

По словам авторов статьи, новые часы позволят измерить различия в гравитации при перемещении физических объектов всего 2 сантиметра относительно поверхности Земли. Что интересно, часы работают при комнатной температуре, тогда как их более ранние аналоги «тикали» только при очень низких температурах.

Эстония в мае начнет закрывать на ночь погранпереход на границе с Россией