20 апреля ‘24, Суббота

В Китае найден «гибрид» динозавра и летучей мыши

Палеонтологи обнаружили динозавра, который обзавелся перепончатыми крыльями и внешне был похож на летучую мышь. Этот эволюционный эксперимент можно считать единственным в своем роде.

Статья с описанием находки, подготовленная китайскими специалистами из Института геологии и палеонтологии, опубликована в свежем выпуске журнала Nature.

Среди позвоночных известно три основных группы летунов - птицы, летучие мыши и птерозавры. Сюда же можно отнести и белок-летяг, хотя они так и не освоили машущего полета, а могут лишь планировать с ветки на ветку. До настоящего времени считалось, что динозавры, от которых произошли птицы, в некоторых случаях также могли планировать - но делали это исключительно с помощью перьев.

Авторам статьи посчастливилось открыть у динозавров принципиально иное приспособление для полета - кожистую перепонку. Они обнаружили на территории китайской провинции Хэбэй скелет неизвестного карликового динозавра. Он получил название Yi qi, что переводится с китайского как «странное крыло». Кстати, это самое короткое из всех научных названий, какие когда-либо давали динозаврам.

По размерам Yi qi не больше крупного голубя, его масса составляла не более 400 грамм. Новый вид относится к семейству Scansoriopterygidae, отличительной особенностью которых являются длинные пальцы на передних конечностях. Однако вдобавок к ним ученые заметили у Yi qi дополнительную длинную кость, растущую из запястья.

Ни у одного известного динозавра, за исключением Yi qi, такой кости нет - зато ее аналог, так называемый птероид, имеется у всех птерозавров. Похожая структура из кости или хряща есть и у некоторых млекопитающих-планеров, таких как большой летающий поссум. У всех этих животных такое образование служит распоркой для перепонки и помогает натягивать ее в полете.

Ученые считают, что динозавр Yi qi использовал данную кость в этих же целях. Об этом свидетельствуют останки перепонки, обнаруженные рядом со скелетом. Кроме того, динозавр был снабжен и густыми перьями, похожими на пух. Впрочем, на его костях нет дополнительных поверхностей для прикрепления мускулатуры - следовательно, Yi qi лишь пассивно планировал, но не мог махать крыльями.

Динозавр-летучая мышь известен только в одном экземпляре. Он жил около 160 миллионов лет назад, в середине юрского периода. Скорее всего, эксперименты Yi qi с полетом оказались неудачными, так что его родичи их развивать не стали.