28 марта ‘24, Четверг

Черную дыру застали за игрой в бильярд

Астрономы разглядели рядом с черной дырой сгустки плазмы, которые сталкиваются друг с другом подобно бильярдным шарам.

Результаты наблюдений американских специалистов из Научного института космических телескопов опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Внимание ученых привлекла сверхмассивная черная дыра, расположенная в центре эллиптической галактики NGC 3862. Эта галактика из созвездия Лев, стоящая на 6-м месте по яркости на небосклоне, удалена от нас на 260 миллионов световых лет. Начиная с 1992 года, она периодически попадала в поле зрения космического телескопа «Хаббл».

Проанализировав 4 снимка черной дыры в центре NGC 3862, сделанные «Хабблом» в 1994, 1996, 2002 и 2014 годах, ученые заметили два необычных образования в потоке плазмы, которую она излучает. Одно из них, более быстрое, двигаясь вперед, подтолкнуло более медленный «шар», после чего оба они начали интенсивно светиться.

«Эти наблюдения дали нам очень редкую возможность видеть, как кинетическая энергия столкновений преобразуется в радиацию», -- пояснила Айлин Мейер, соавтор статьи. Плазма, испускаемая звездой, двигалась со скоростью 98% от скорости света, так что столкновение «шаров» было особенно сильным.

Напомним, недавно астрономы выяснили, какую форму имеет пучок излучения, испускаемый сверхмассивными черными дырами. Оказалось, что «ветер» черной дыры не распадается на отдельные лучи, а похож на сферу.