29 марта ‘24, Пятница

Общий предок динозавров был лысым

Палеонтологи выяснили, что на заре своей эволюции динозавры не могли похвастаться перьями. Напротив, перьевым покровом динозавры обзавелись достаточно поздно, причем появлялся этот признак независимо в разных группах.

К такому выводу пришли британские, канадские и финские ученые, чья статья опубликована в журнале Biology Letters.

В последние время в Китае было найдено множество оперенных микрорапторов и тираннозавров, однако все они принадлежат к группе двуногих ящеротазовых динозавров и считаются предками птиц. Но в прошлом году российские палеонтологи откопали в Забайкалье птицетазового динозавра, покрытого пухом. Они предположили, что перья могли быть характерны уже для общего предка ящеротазовых и птицетазовых динозавров.

Авторы статьи решили проверить эту гипотезу, собрав всю имеющуюся информацию об отпечатках кожи динозавров из разных групп. К сожалению, в разное время кожа динозавров сохранялись по-разному - ее находки неизвестны из позднего триаса и очень редки в ранней и средней юре, а вот в поздней юре и мелу они широко распространены. Тем не менее, ученые смогли совместить эти данные с вероятной родословной динозавров.

Выяснилось, что общий предок динозавров почти наверняка не имел на коже никаких структур, напоминающих перья. Поэтому предковым состоянием для большинства динозавров являются голые покровы. Перья же у птицетазовых динозавров изредка появлялись в порядке эксперимента, и они не имеют ничего общего с перьями теропод, от которых произошли птицы.

Напомним, не так давно было показано, что североамериканские динозавры орнитонимы помимо чешуи несли также перьевые филаменты (нити) длиной около 5 сантиметров, а на передних конечностях взрослых особей располагался целый плюмаж из крупных перьев.