25 апреля ‘24, Четверг

Хозяевами амеб-фермеров оказались бактерии

Ученые выяснили, что мельчайшие фермеры на Земле, амебы Dictyostelium, занимаются разведением бактериальных плантаций не по своей инициативе. Их заставляют это делать другие бактерии.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Университета Вашингтона в Сент-Луисе, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В 2011 году мир облетела новость, что фермерством могут заниматься не только люди и муравьи, но и одноклеточные организмы - амебы Dictyostelium. Микробиологи открыли, что некоторые клоны этих амеб, в неблагоприятных условиях собираясь в многоклеточный агрегат (плодовое тело), приносят с собой свою излюбленную пищу - бактерий Klebsiella pneumoniae.

Вместо того, чтобы съесть этих бактерий сразу, амебы оставляют их «на развод» и засеивают ими новые субстраты. Иными словами, они ведут себя как классические фермеры. До настоящего времени специалисты полагали, что данное поведение зависит от генов самих амеб: Dictyostelium, лишенные таких генов, образуют нефермерские клоны.

Однако авторы статьи показали - реальными инициаторами фермерства является еще одна разновидность бактерий под названием Burkholderia. Если снабдить этими бактериями амеб, то они превращаются в фермеров, а если уничтожить их с помощью антибиотиков, то амебы-фермеры перестают разводить съедобных бактерий Klebsiella.

В условиях, когда пища обильна, Burkholderia являются паразитами - содержащие их амебы медленнее делятся и образуют меньше спор. Однако когда пища подходит к концу, присутствие Burkholderia идет амебам на пользу. Заставляя амеб приступать к фермерству, Burkholderia обеспечивают их запасами бактериальной пищи «на черный день».

По словам ученых, исследование взаимоотношений амеб с бактериями поможет лучше понять, как у эукариотических клеток возник симбиоз с микроорганизмами, являвшимися предшественниками митохондрий и хлоропластов. Напомним, недавно ученые показали, что митохондрии сначала паразитировали на клетках и лишь затем стали снабжать их энергией.