7 апреля ‘20, Вторник

Палеонтологи изучили древнейший спинной мозг

Палеонтологи изучили брюшную нервную цепочку древней «креветки», жившей во время кембрийского взрыва. Оказалось, что нервная система была устроена у нее даже сложнее, чем у современных раков и насекомых.

Об этом говорится в статье китайских ученых из Юньнаньского университета, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Провести исследование позволил материал уникальной сохранности, собранный в раннекембрийских сланцах Чэнцзян в Китае. Возраст находок составляет около 520 миллионов лет. Примерно в это время на Земле внезапно появились все основные типы многоклеточных животных. Такой всплеск разнообразия получил название «кембрийского взрыва».

Ранее ученые смогли разобраться со строением головного мозга примитивного членистоногого Fuxianhuia, относящегося к биоте Чэнцзян, но о строении нервной системы, иннервирующей остальное тело, было ничего неизвестно. Авторы статьи смогли исправить этот пробел, изучая «рачка» Chengjiangocaris, близкого родственника Fuxianhuia.

Обычно у ископаемых организмов сохраняются только скелет и жесткие покровы, но у Chengjiangocaris уцелела также брюшная нервная цепочка. Ученые выяснили, что она состоит из серии ганглиев, по одному на сегмент тела. К заднему концу тела ганглии уменьшаются, а от перемычек, соединяющих ганглии между собой, отходят в разные стороны многочисленные периферические нервы.

Открытие доказывает, что брюшная нервная цепочка Chengjiangocaris комбинировала в себе признаки как тихоходок и Euarthropoda (к ним относятся насекомые, паукообразные, ракообразные и некоторые вымершие членистоногие), так и бархатных червей. У Euarthropoda и тихоходок она также состоит из ганглиев, но не несет периферических нервов. У бархатных червей же, наоборот, есть периферические нервы, но отдельные ганглии не выражены.

Ученые считают, что Euarthropoda и тихоходки независимо друг от друга утратили периферические нервы, которые были у их предков. Следовательно, постепенное упрощение строения сыграло важную роль в эволюции нервной системы.