28 марта ‘24, Четверг

Геологи заявили о существовании гигантского подземного океана

Российские ученые пришли к выводу, что в глубинных слоях Земли может скрываться гигантский резервуар воды, который образовался на ранних этапах эволюции нашей планеты.

Об этом говорится в статье геологов из Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Открытие было сделано в процессе изучения химического состава коматиитов – ультраосновных магматических горных пород. Образцы коматиитов были собраны в Канаде, их возраст оставляет 2,7 млрд лет – то есть эти породы были извержены еще в архейском периоде, когда на Земле жили только бактерии.

Ученые показали, что в коматиитах содержится удивительно много воды – около 0,6% от общей массы породы. При этом порода обеднена ниобием, рубидием, калием и барием. Авторы статьи показали, что такой химический состав коматииты могли приобрести, двигаясь из нижних слоев мантии на поверхность сквозь особую транзитную зону.

Эта транзитная зона, поясняют ученые, залегает на глубине 410-660 километров, на границе верхней и нижней мантии. В ней мало ниобия, бария и других вышеперечисленных элементов, но зато много воды – не менее 1% от общей массы. Эта вода входит в состав различных разновидностей минерала оливина, находящихся под высоким давлением.

Объем воды, который запасен в этом подземном резервуаре, сопоставим с объемом мирового океана. Пока ученые не знают, как именно там очутилась вода. По одной версии, она попала туда сразу же при образовании Земли из протопланетного диска, по другой версии это произошло уже потом: вода поступила в мантию с поверхности в ходе субдукции, погружения блоков земной коры.