16 декабря ‘19, Понедельник

Фосфор стал спусковым крючком для эволюции жизни на Земле

Геохимики выяснили, что большую часть земной истории организмы сталкивались с нехваткой фосфора. Только когда около 700 млн лет назад этого элемента стало много, жизнь начала стремительно развиваться.

К такому выводу пришли американские ученые, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Nature.

Фосфор - это жизненно необходимый элемент, который входит в состав ДНК и других органических молекул. Однако о его круговороте в минувшие времена до сих пор было мало что известно.

В ходе исследования ученые проанализировали содержание фосфора в более чем 15 тысячах образцах породы. Их главным образом интересовали отложения, сформировавшиеся в условиях морского побережья, ведь именно там, на мелководье, развивались первые формы жизни.

Выяснилось, что 80-90% всей земной истории, протяженность которой составляет 4,5 млрд лет, фосфора в прибрежных водах было очень мало. Лишь 720 млн лет назад его содержание возросло в 4 раза по сравнению с более ранними эпохами.

До этого, говорят ученые, фосфор связывался с железом и уходил на глубину. Но в какой-то момент этот процесс прекратился из-за изменения окислительно-восстановительного потенциала океанических вод, и фосфор стал доступен для обитателей мелководья.

Когда фосфора стало много, фотосинтезирующие бактерии начали бурно развиваться, что привело к дополнительному притоку кислорода в атмосферу. В кислородных условиях появились более сложные, многоклеточные формы жизни. Таким образом, фосфор явился настоящим спусковым крючком эволюции.