20 апреля ‘24, Суббота

Ученые поставили под сомнение классический пример эволюции

Испанские биологи пересмотрели традиционные воззрения на возникновение лошадей. Оказалось, что движущей силой их эволюции было не стремление адаптироваться к появлению степей, а какие-то другие факторы вроде климатической зональности.

К такому выводу пришли ученые из Национального музея естественных наук в Мадриде, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Science.

Лошади очень хорошо представлены в ископаемом состоянии. Поэтому на их примере с давних пор изучаются эволюционные механизмы. В частности, изучением эволюции лошадей занимался русский ученый Владимир Ковалевский, муж математика Софьи Ковалевской и один из первых палеонтологов-дарвинистов.

Чуть ли не со времен Ковалевского считается, что всплеск разнообразия лошадей произошел из-за появления степей и других экосистем с травянистой растительностью. Приспосабливаясь к новым видам корма, лошади быстро эволюционировали, увеличиваясь в размерах и обзаводясь гипсодонтными зубами с высокой коронкой. Это представление вошло во все учебники по биологии.

Авторы статьи выяснили, что всё было не так. Для этого им пришлось проанализировать 138 видов лошадей (из них 95% уже вымерли). Оказалось, что на первых этапах эволюции в миоцене, сначала в Америке, а затем и в Старом Свете, когда лошади туда попали, рост их разнообразия не был связан с развитием адаптивных признаков.

А именно, в группах как с высокой, так и с низкой скоростью появления новых видов скорость увеличения размеров тела была одной и той же. Более того, у тех лошадей, которые пережили настоящий всплеск разнообразия, гипсодонтные зубы эволюционировали медленнее, чем у их менее разнообразных сородичей.

Всё это доказывает – необходимость адаптации к степным условиям мало влияла на образование новых групп лошадей. Скорее, свою роль здесь сыграло усиление климатической зональности. «Изменения окружающей среды создали много фрагментированных систем мозаичного типа, в которых лошади со сходными требованиями и адаптациями могли эволюционировать изолированно друг от друга», -- пояснил Мануэль Фернандес, соавтор статьи.

Кстати, как отмечают авторы статьи, первые степи в Северной Америке появились около 25 млн лет назад, тогда как североамериканские лошади стали активно эволюционировать значительно позже, 15-18 млн лет назад. Значит, два этих события мало или вообще никак не связаны между собой.