28 марта ‘24, Четверг

Российские археологи извлекли неандертальскую ДНК из пещерных отложений

Международный коллектив ученых при участии специалистов из России разработал методику, позволяющую извлекать митохондриальную ДНК древних людей из пещерных отложений. Это значит, что скоро для изучения ископаемых гоминид уже необязательно будет искать их костные остатки.

Об этом говорится в статье, опубликованной в свежем выпуске журнала Science. Наряду с учеными из Германии и Испании в проекте были задействованы Анатолий Деревянко и Михаил Шуньков из Института археологии и этнографии СО РАН.

Благодаря усилиям немецких генетиков Матиаса Мейера и Сванте Паабо уже никого не удивишь новостями об извлечении ДНК из костей древних людей или животных. Так, в 2013 году команда под руководством этих ученых выделила митохондриальную ДНК из костей древних людей, найденных на территории Испании, причем их возраст составляет более 300 тысяч лет. А еще раньше они прочитали геном пещерного медведя, чей череп был найден в той же пещере.

На этот раз Паабо, Мейер и их коллеги пошли еще дальше, решив поискать человеческую ДНК в глине и прочих наносах на дне пещер, где обитали древние люди. Для этого они в стерильных условиях взяли пробы грунта в местах обитания неандертальцев и денисовского человека в Бельгии, Хорватии, Франции, России и Испании. Возраст обследованных археологических памятников охватывает интервал от 550 000 до 14 000 лет назад.

Девять образцов из четырех пещер содержали человеческую ДНК в количестве, достаточном для анализа. В восьми пробах грунта были идентифицированы фрагменты генома, принадлежавшие одному или нескольким неандертальцам, в одной пробе, взятой из Денисовской пещеры на Алтае, была найдена ДНК денисовского человека. Кстати, в главной галерее этой пещеры была зафиксирована и ДНК неандертальцев, хотя их кости оттуда неизвестны.

«Извлекая человеческую ДНК из отложений, мы можем зарегистрировать присутствие древних людей в тех местах, где не работают другие методы. Это показывает, что генетический анализ осадков очень важен для археологии, и в будущем он может стать стандартной процедурой», -- пояснил Сванте Паабо.