19 апреля ‘24, Пятница

У червей после пребывания в космосе выросло две головы

Ученые выяснили, что у плоских червей, побывавших на МКС, вместо одной головы выросло две. Возможно, пребывание в космосе способно оказывать неожиданное воздействие и на процессы регенерации тканей у людей.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Университета Тафтса, опубликованной в журнале Regeneration.

В ходе эксперимента ученые отправили на Международную космическую станцию 15 планарий - плоских червей, которые известны своей способностью отращивать (регенерировать) утраченные органы, включая головной конец тела. На МКС черви попали в январе 2015 года и провели там пять недель - перед отправкой у них были отрезаны голова и хвостовой конец.

В норме у планарий, изувеченных подобным образом, хвост и голова вырастают заново на прежнем месте. Однако на МКС у одного из червей вместо хвоста выросла вторая голова, а также второе ротовое отверстие (оно у планарий располагается ближе к центру тела). В земных условиях такие двухголовые «уроды» никогда не образуются, несмотря на то, что подобные эксперименты проводятся многократно.

Интересно, что после возвращения на Землю червь так и не вернулся в «одноголовое» состояние: когда ученые отрезали у него обе головы, он отрастил две новые. Другие планарии, прилетевшие с МКС, также демонстрировали отклонения: первые два часа после возвращения они были вообще парализованы, но и спустя 20 месяцев их поведение и кишечная микрофлора не пришли в норму.

«Поскольку человек постепенно превращается в вид, постоянно путешествующий в космосе, медикам важно знать, как такие путешествия сказываются на регенерации тканей», -- пояснил Дзюндзи Морокума, соавтор статьи. Впрочем, точные причины возникновения аномалий у червей пока неизвестны - возможно, на них негативно повлияли электромагнитные поля и невесомость.

Кстати, отращивать отрезанные головы умеют только некоторые виды планарий. Тем не менее, в 2013 году ученые смогли наделить этой способностью и другие виды этих червей, снабдив их нужными генами. Генетики надеются, что открытие позволит использовать скрытый регенеративный потенциал человека.