17 февраля ‘20, Понедельник

Ученые подыскали место для лунной базы

Отверстие в районе Холмов Мариуса, ведущее в лавовую трубку. (с) NASA/Goddard/Arizona State University

Планетологи обнаружили на Луне гигантскую лавовую трубку, внутри которой могла бы разместиться база астронавтов. В этом естественном укрытии люди и техника были бы надежно защищены от радиации и перепадов температур.

О своем открытии японские ученые из Университета Токая рассказали на страницах журнала Geophysical Research Letters.

До сих пор ни один человек не провел на поверхности Луны более трех дней, и это неудивительно. У Луны нет ни атмосферы, ни магнитного поля, так что она подвергается постоянной метеоритной бомбардировке и действию космической радиации. Тем не менее, исследователи нашли место, где лунные поселенцы могли бы чувствовать себя в безопасности.

В ходе исследования ученые проанализировали радарные данные, собранные японским спутником SELENE, работавшим на орбите Луны в 2007-2009 годах. Внимание ученые привлекло 50-метровое отверстие, расположенное в районе Холмов Мариуса – вулканических куполов, разбросанных по Океану Бурь.

Оказалось, что радиолокационное эхо в районе отверстия ведет себя необычно – сначала оно затухает, но потом наблюдается второй мощный пик эхо-сигнала. Это значит, что отверстие ведет не в яму или глубокий овраг, а является входом в тоннель, представляющий собой пустую лавовую трубку.

Лавовые трубки весьма характерны для Земли – они образуются, когда внешние слои лавы застывают, а внутри продолжает течь поток раскаленного вещества. Когда извержение заканчивается, лавовый поток иссякает, и на его месте возникает тоннель с монолитными и очень толстыми стенами.

Судя по всему, именно такое образование и удалось найти японцам на Луне. Задействовав американские спутники GRAIL, изучающие гравитационное поле Луны, они обнаружили, что в районе акустической аномалии под лунной поверхностью наблюдается также значительный дефицит массы.

Судя по гравитационным данным, длина обнаруженной лавовой трубки составляет 7 км, а ширина и высота – около 1 км. Это значит, что там без труда может разместиться целый мегаполис, такой как американский город Филадельфия. Так что астронавты в этом убежище явно не будут чувствовать себя стесненно.