26 апреля ‘24, Пятница

В космосе разгуливают планеты-непоседы

Рассчеты показали, что бродячие планеты могут переходить от звезды к звезде. В этом случае они занимают отдаленную орбиту и ведут себя не так, как другие планеты.

Новое исследование показало, что миллиарды звезд в нашей галактике захватывали бродячие планеты, которые странствуют в межзвездном пространстве. Кочевые планеты, оторвавшиеся от звездных систем, в рамках которых они сформировались, находили пристанище рядом с другими светилами. Это объясняет существование планет, чьи орбиты находятся очень далеко от из звезд, а также существование сдвоенных планет.

«Звезды меняются планетами так же, как бейсбольные команды меняются игроками», -- заявили астрономы Хэгай Питерс и Джис Ковенховен, чья статья была опубликована в журнале The Astrophysical Journal. Ученые смоделировали кластеры молодых звезд, включающие свободно двигающиеся планеты. Они рассчитали, что от 3 до 6 % звезд с течением времени перехватят блуждающие планеты, если в целом количество звезд и количество бродячих планет будет эквивалентно. Более массивные звезды имеют больше шансов «поймать» планету.

Блуждающие планеты – это естественное следствие формирования звезд. Пространство вокруг новорожденной звезды часто содержит множество планет. Если две из них окажутся близко и начнут взаимодействовать, то одна планета может быть выброшена из системы и начнет межзвездное путешествие. Если затем она встретиться с другой звездой, двигающейся в том же направлении и с той же скоростью, она прекратит свои странствия.

Планеты-гости

Пойманная планета располагается от своей новой хозяйки-звезды на расстоянии, в сотни и тысячи раз превышающем расстояние между Землей и Солнцем. Как правило, планета, прибившаяся к звезде, имеет орбиту, отклоняющуюся от орбит остальных планет, а иногда может вращаться даже в противоположном направлении. Если планета вращается вокруг не очень массивной звезды на отдаленной орбите, это признак того, что она могла прилететь к ней издалека, так как массы этой звезды не хватило бы, чтобы сформировать планету на столь большом расстоянии.

Лучшим доказательством для предложенной теории служат две планеты, открытые в 2006 году Европейской южной обсерваторией. Планеты, превосходящие Юпитер по массе в 7 и 14 раз, вращаются вокруг друг друга в отсутствии какой-либо звезды. Астрономы надеются, что статистический анализ известных планетных систем также подтвердит их рассчеты.

На вопрос о том, могла ли наша солнечная система послужить убежищем для блуждающих планет, ученые отвечают осторожно. «Не найдено свидетельств, что Солнце захватило какую-то крупную блуждающую планету, однако возможно, что какие-то небольшие тела ускользнули от нашего внимания», -- отметил Питерс.

ЦБ: В России растет дефицит рабочей силы