20 апреля ‘24, Суббота

Молоко мухи цеце похоже на человеческое

В особом секрете мухи цеце, которым она вскармливает своих личинок, найден фермент, присутствующий в молоке млекопитающих. И у мух, и у млекопитающих он играет схожую роль в липидном обмене.

Ученые из Йельского университета, чья статья была опубликована в журнале Biology of Reproduction, обнаружили в мушином «молочке» такой же фермент, который присутствует в молоке млекопитающих. Это позволит использовать муху цеце как модельный объект в исследованиях жирового обмена во время грудного вскармливания.

Муха цеце, переносчик возбудителей сонной болезни, которой в Африке поражены десятки тысяч человек, обладает любопытной репродуктивной особенностью. Цеце, как и ее родственники из близкого семейства мух-кровососок, является живородящим насекомым. В то время как большинство других насекомых откладывают яйца во внешнюю среду, муха цеце за один раз образует только одно яйцо, которое после оплодотворения развивается в матке, специальном расширении яйцевода. Там из яйца выводится личинка, которая питается секретом особых желез («молоком»). На последних стадиях своего развития личинка «рождается», выходит из яйцевода и превращается в куколку, и только из нее затем уже выводится взрослая муха.

Исследователи изучили работу генов в железах кормящих мух и выяснили, что они в большом количестве синтезируют сфингомиелиназу (SMase), фермент, участвующий в метаболизме липидов. В кишечнике личинок он активируется повышенной кислотностью. Схожий фермент присутствует и в молоке млекопитающих. Он необходим для построения клеточных мембран.

Подавление синтеза SMase, как выяснили ученые, затягивает развитие мух на 4-5 дней, уменьшает массу личинок на 15%, снижает устойчивость куколок к перегреву. Кроме того, в пищеварительном тракте мушиного потомства, развивавшегося в условиях недостатка Smase, мало бактерий-симбионтов, которые отвечают за синтез витаминов.

В силу сходства биохимических процессов у мухи цеце и млекопитающих, ученые считают, что результаты их работы помогут лучше понять механизмы липидного обмена в период вскармливания у животных и человека.