5 мая ‘24, Воскресенье

Астрономы измерили скорость движения марсианских дюн

Спутниковые снимки Марса позволили определить, как за последние три года изменилось местоположение песчаных дюн на его поверхности.

Песчаные дюны на Марсе движутся с такой же скоростью, как и на Земле. К такому выводу астрономы пришли, проанализировав фотографии марсианской поверхности, полученные с помощью исследовательского спутника NASA Mars Reconnaissance Orbiter. Об этом говорится в статье, опубликованной в свежем номере журнала Nature.

Долгие годы ученые спорили, являются ли марсианские дюны следами былой климатической активности красной планеты, или же они могут формироваться и сейчас. Снимки с камер высокого разрешения HiRISE, установленные на спутнике NASA, позволили доказать, что за последние три года (2007-2010) песчаная дюна шириной почти 61 метр передвигалась по марсианскому ландшафту как единое целое, подобно дюнам, которые перемещаются на Земле.

Согласно вычислениям астрономов, самая быстрая из марсианских дюн может переместиться на расстояние, равное собственной длине, за 170 лет, самым медленным для этого потребуется несколько тысяч лет. Примерно с этой же скоростью передвигаются дюны в долине Виктории в Антарктиде. Это весьма неожиданный факт, отмечают ученые, ведь атмосфера Земли гораздо толще и плотнее, чем атмосфера Марса, и сильные ветра на нашей планете дуют гораздо чаще, чем на Марсе.

Как рассчитали специалисты, в исследованном районе Нили Патера марсианская дюна шириной 1 метр за земной год может переместить около 1500 литров песка, что примерно равно объему детской песочницы. «Мы знали, что дюны на Марсе могут двигаться, но до сих пор мы не представляли, с какой скоростью они это делают», -- отметил Натан Бриджес, один из авторов статьи в Nature.

Новые данные помогут ученым лучше понять геологические процессы, происходящие на Марсе. «Наша работа показала, что ветер остается важной движущей силой эволюции марсианского ландшафта», -- сказал Жан Филипп Эвоак, руководитель исследования. По мнению ученых, это свидетельствует о том, что в настоящее время процессы эрозии на поверхности Марса продолжаются.

Боррель назвал срок, за который Украина капитулирует без западного оружия