29 марта ‘24, Пятница

Расшифрован геном бабочки из Южной Америки

Яркая защитная окраска бабочек эволюционировала благодаря интенсивному межвидовому скрещиванию.

Международный коллектив ученых расшифровал геном южноамериканской бабочки Heliconius. Результаты исследования опубликованы в свежем номере журнала Nature.

Над расшифровкой генома трудилось более 70 ученых из 9 научно-исследовательских институтов разных стран. Бабочки из рода Heliconius несъедобны для большинства хищников и имеют яркую окраску крыльев, которая сигнализирует об этом. Род насчитывает 43 вида, причем каждый из них отличается особым типом рисунка.

Ученые выяснили, что защитная окраска бабочек эволюционировала путем интенсивного межвидового скрещивания. Этот процесс нетипичен для животного мира, так как потомство, возникающее в результате межвидовой гибридизации, как правило, оказывается стерильным.

«Мы открыли, что одни виды бабочек могут получать в готовом виде гены, ответственные за защитную окраску, от других видов, которые их уже имеют, что значительно ускоряло эволюцию группы», -- пояснил руководитель проекта Кэншон Дасмахапатра.

Другие группы генов также удивили исследователей. Считалось, что дневные бабочки ищут партнеров преимущественно благодаря зрению, в отличие от ночных бабочек, ориентирующихся на обоняние. Однако выяснилось, что генов, отвечающих за обоняние, химическую коммуникацию и вкусовую рецепцию у Heliconius даже больше, чем у ночных представителей отряда.

Исследователи отмечают, что их работа является важным вкладом в изучение биоразнообразия.