18 апреля ‘24, Четверг

Зимняя спячка замедляет эволюцию вируса бешенства

Скорость эволюции вируса бешенства летучих мышей определяется температурными особенностями региона, в котором те обитают.

К такому выводу пришли американские и бельгийские ученые, чья статья была опубликована в журнале PLoS Pathogens. Исследователи обнаружили связь между скоростью эволюции вируса и местообитанием летучих мышей: у животных, живущих в тропиках и субтропиках, вирус эволюционирует в четыре раза быстрее, чем у мышей, живущих в умеренных широтах.

«Одни и те же виды, живущие в разных географических зонах, имеют разное поведение, -- пояснил Дэниель Стрейкер, руководитель исследования. – Летучие мыши в тропиках активны круглый год, так что передача вируса происходит постоянно, а вот летучие мыши в умеренном климате впадают в зимнюю спячку, и вирусы теряют почти шесть месяцев времени».

В ходе исследования ученые сравнили данные о генетической последовательности 21 разновидности вируса бешенства летучих мышей, обитающих в США и Южной Америке. Затем исследователи сопоставили особенности вирусного генома с особенностями расселения, метаболизма и поведения летучих мышей. Выяснилось, что скорость эволюции одного вируса бешенства летучих мышей из разных регионов различается столь же сильно, как и скорость эволюции различных вирусных семейств.

Это ставит под сомнение выводы предыдущих исследователей, ведь зачастую эволюционные биологи оценивают ход эволюции с помощью так называемых «молекулярных часов», предполагая, что скорость преобразований генома в одной группе организмов остается примерно одинаковой. Однако авторы работы подчеркивают: у разных видов и в зависимости от разных условий окружающей среды эта скорость может варьировать в разы.

Для РНК-вирусов правильная оценка скорости их эволюции особенно важна, потому что быстро изменяющиеся вирусы могут легче переходить на новые виды, и, кроме того, высокая скорость перестройки генома позволяет вирусам эффективнее преодолевать иммунный ответ хозяина.

Ученые полагают, что выводы их работы помогут лучше понять эволюцию и других групп вирусов.

Ряд сервисов предупредил о возможном запрете авторизации через Apple и Google