16 апреля ‘24, Вторник

Ученые раскрыли тайну рождения коричневых карликов

Обнаруженная «колыбель» коричневого карлика оказалась миниатюрной копией газопылевых облаков, которые предшествует возникновению полноценных звезд.

Астрономы доказали, что коричневые карлики могут формироваться тем же путем, что и обычные звезды. Статья с описанием открытия опубликована в свежем номере журнала Science.

Коричневые карлики – это небесные тела, занимающие промежуточное положение между звездами и планетами. Их масса составляет менее 7% от массы Солнца, поэтому термоядерная реакция в коричневых карликах быстро затухает, а они сами превращаются в планетоподобные объекты. Ранее считалось, что такие «несостоявшиеся звезды» формируются из выбросов газопылевого облака, вызванных соседством с более массивными светилами, однако астрономам из Парижского университета имени Дидро удалось доказать, что существует и другой способ их возникновения.

Ученые смогли обнаружить зарождающегося коричневого карлика в скоплении пыли и водорода под названием L1688. Это скопление расположено в созвездии Змееносца на расстоянии 460 световых лет от Земли и весит в 3 тысячи раз больше Солнца. В этом скоплении происходят активные процессы образования звезд: всего в нем содержится более 400 новорожденных светил, среди которых есть и коричневые карлики.

В составе этого скопления астрономы заметили источник инфракрасного излучения, окруженный небольшим облаком. Общая масса облака составляет всего 3% от массы Солнца, из чего исследователи сделали вывод, что облако служит местом зарождения коричневого карлика. Общее строение облака и скорость движения газа в нем оказались такими же, как и в облаках, из которых рождаются «нормальные» звезды.

Из этого астрономы сделали вывод, что условия формирования коричневых карликов не отличаются от условий формирования обычных звезд, за исключением меньшей массы вещества, предшествующего их рождению. Впрочем, как отмечают авторы статьи, это открытие не отменяет того, что некоторые коричневые карлики всё же могут возникать нестандартным путем.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами