20 апреля ‘19, Суббота

Российский ученый уточнил размер самых маленьких насекомых

Российский энтомолог уточнил размеры жука Scydosella musawasensis, который считается самым маленьким свободно живущим насекомым. Оказалось, что самые крошечные представители этого вида не превышают по длине трети миллиметра.

К такому выводу пришел Алексей Поливов, заведующий кафедрой энтомологии биологического факультета МГУ, чья статья опубликована в журнале ZooKeys.

Самыми маленькими насекомыми на Земле считаются осы-наездники Megaphragma (семейство Trichogrammatidae) и Kikiki (Mymaridae). Длина их тела не превосходит 0,2 мм, то есть по размерам они уступают инфузории-туфельке. Тем не менее, личинки этих ос ведут паразитический образ жизни и потому они не могут быть признаны свободноживущими насекомыми.

Среди последних пальма первенства по части миниатюрности принадлежит жуку Scydosella musawasensis из семейства Ptiliidae. Этот жук, живущий в грибах, был открыт в Никарагуа в 1999 году. Было известно, что его размер составляет около 0,3 мм - следовательно, этот жук оставляет позади муху Euryplatea размером 0,4 мм. Однако в руки ученым попало лишь считанное количество особей Scydosella, поэтому оставалось неясным, насколько сильно варьирует длина его тела.

Полилову удалось собрать в Колумбии еще 85 представителей Scydosella musawasensis. Измерения показали, что длина самых мелких из них равна 0,325 мм, а длина самых крупных - 0,352 мм. Интересно, что в Колумбии жук был пойман на другом виде грибов, чем в Никарагуа. Это доказывает, что его гастрономические предпочтения весьма широки.

Напомним, в 2013 году Алексей Полилов за свои исследования по миниатюризации насекомых получил премию президента России.