21 апреля ‘19, Воскресенье

Ученые узнали, как муравьи ходят задом наперед и не сбиваются с пути

Британские ученые выяснили, что система навигации муравьев гораздо сложнее, чем считалось ранее. Это позволяет им находить дорогу домой, даже двигаясь задом наперед.

К такому выводу пришли энтомологи из Университета Эдинбурга, чья статья опубликована в журнале Current Biology.

Каждому, кто хоть раз наблюдал за муравьями, известно – эти насекомые тащат крупную добычу, двигаясь брюшком вперед и головой назад. Даже люди в такой позе не всегда могут хорошо ориентироваться в пространстве, однако у муравьев это как-то получается. Авторы статьи решили узнать, в чем тут секрет.

Эксперименты проводились с муравьями-бегунками Cataglyphis. Выяснилось, что им как-то удается интегрировать две навигационные системы, которые, как считалось, функционируют у муравьев независимо. Одна из них основана на наземных ориентирах, а другая – на положении небесных светил.

Выяснилось, что муравьи, особенно когда движутся по мало знакомой дороге, периодически оставляют свою добычу, поворачиваются головой вперед и проходят несколько шагов, чтобы затем вернуться к ноше. Так они «подновляют в памяти» вехи, отмечающие путь к муравейнику.

Однако не меньшую роль играет при этом положение Солнца – оно используется муравьями в качестве точки отсчета. Ученые с помощью зеркала создали для муравьев иллюзию, будто Солнце находится в другой стороне небосклона, и те поползли в прямо противоположном направлении.

Исследователи надеются, что результаты работы пригодятся при проектировании навигационных систем роботов. Напомним, в 2013 году британские ученые выяснили, что жуки-навозники, когда катят свои шары, ориентируются на Млечный путь. За это открытие они получили Шнобелевскую премию.