29 марта ‘24, Пятница

Астрономы обнаружили космическую «реку» из водорода

Астрономы открыли огромную водородную «реку», текущую по космическому пространству и впадающую в одну из галактик в созвездии Лебедя. Открытие поможет объяснить механизмы образования звезд.

Об этом говорится в статье американских ученых из Университета Западной Виргинии, которая опубликована в журнале Astronomical Journal.

Если в Млечном пути звезды формировались постепенно, то в некоторых других галактиках этот процесс мог происходить очень быстро. Ученые связывают такие вспышки звездообразования с притоком водорода (основной материал, из которого формируются звезды) из космического пространства. Однако до настоящего времени астрономы могли объяснить поступление лишь 10% от всего водорода, необходимого для ускоренного формирования звезд.

Авторы статьи смогли решить эту проблему, открыв холодный поток водорода, втекающий в галактику NGC 6946 (созвездие Лебедя и Цефея). В этой спиральной галактике, удаленной от нас на расстояние в 22 миллиона световых лет, активно формируются звезды. Ранее вокруг нее было найдено гало из водорода, но оно разогрето до больших температур и состоит из газа, выброшенного из самой галактики взрывами сверхновых.

Напротив, водород в «реке» охлажден и поступает из внешних источников. Астрономы пока не знают, их каких именно - возможно, газ приходит из менее массивных соседних галактик. Не исключено, что в прошлом рядом с NGC 6946 прошла другая галактика, и в результате между ними установился «мост» из водорода.

Скорее всего, подобные водородные потоки весьма распространены, но из-за их низкой плотности астрономам не удается их находить. Авторы статьи смогли преодолеть эту трудность с помощью крупнейшего в мире радиотелескопа GBT, установленного на территории штата Западная Виргиния. Напомним, недавно гигантское газовое облако помогло астрономам разглядеть фрагмент «паутины» из темной материи.