16 февраля ‘19, Суббота

В Китае найдена древнейшая губка

Палеонтологи обнаружили в Китае древнейшую губку. Несмотря на небольшие размеры, экземпляр отличаются превосходной сохранностью.

Описание находки, сделанной китайскими учеными из Нанкинского института геологии и палеонтологии, опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Считается, что одним из важнейших событий в истории жизни было эволюционное расхождение между губками и настоящими многоклеточными с дифференцированными тканями. Ученые предполагали, что оно произошло еще до кембрийского периода (540-480 млн лет назад), во время которого в осадочных породах появились все основные типы живых существ.

Авторы статьи подтвердили эту гипотезу, обнаружив на территории китайской провинции Гуйчжоу ископаемую губку возрастом 600 млн лет. Несмотря на ее солидный возраст и крошечные размеры (1,2х1,1 миллиметр), на окаменелости можно разглядеть мельчайшие детали клеточного строения - достаточно сфотографировать ее с помощью сканирующего микроскопа.

Губка, получившая название Eocyathispongia qiania, состоит из трех полых трубочек, соединенных общих основанием. Снаружи она покрыта аналогами пинакоцитов (так называются покровные клетки современных губок), между которыми располагаются крошечные поры. Во внутреннем слое E. qiania ученым удалось разглядеть аналог воротничковых жгутиковых клеток, которыми современные губки создают ток воды, помогающий фильтрации.

Экземпляр, чей объем равен всего 2-3 кубическим миллиметрам, сложен сотнями тысяч клеток. Пока ученые не смогли найти в этих же слоях, относящихся к началу эдиакарского периода, хотя бы еще одну такую «крошку».

Напомним, в прошлом году биологи впервые за последние полвека обнаружили организмов, относящихся к ранее неизвестному типу живых существ. Не исключено, что они являются живыми ископаемыми, чьи родичи существовали на Земле более 550 миллионов лет назад.