19 июля ‘19, Пятница

Пыльца на древних пчелах рассказала об их любимых цветах

Палеоэнтомологи установили, что пчелы, появившиеся вскоре после вымирания динозавров, без разбора садились на разные цветы, чтобы подкрепиться, но когда дело заходило о пище для их личинок, они летели к строго определенным растениям.

Об этом говорится в статье швейцарских и американских ученых, опубликованной в журнале Current Biology.

Чтобы понять, как работали процессы опыления в прошлом, специалисты уже давно занимаются исследованием пыльцы, которая налипала на древних насекомых. Так, в 2012 году ученые разглядели пыльцу гинкго на трипсах из нижнемелового янтаря. Недавно пыльца беннеттитовых, вымерших голосеменных растений, была найдена на брюшке мух, также живших в меловом периоде.

Авторы статьи решили сосредоточиться на самых известных опылителях - пчелах (семейство Apidae). Они проанализировали 11 отпечатков ископаемых пчел, относящихся к 6 видам из трибы Electrapini и живших в середине эоцена. Пчелы происходят из знаменитых немецких местонахождений Эквельд и Мессель, возраст находок составляет 44-48 миллионов лет.

Выяснилось, что голова, грудь и брюшко пчел были перепачканы пыльцой самых разных растений. Всего ученые насчитали здесь 12 разновидностей пыльцы, относящихся к 8 семействам. Однако пыльца, собранная в корзиночки (специальные группы щетинок) на задних конечностях пчел оказалась куда более однородной - она относится всего к трем видам растений, причем для всех них характерно одно и то же строение цветка.

Пыльца в корзиночках предназначалась для личинок пчел. На другие же участки тела она попадала, когда пчелы садились на цветы, чтобы полакомиться нектаром и удовлетворить собственный голод. Следовательно, при сборе пропитания для потомства пчелы были куда более разборчивы, чем обычно. Возможно, это связано с тем, что только цветы с определенным расположением тычинок позволяют собрать свою пыльцу в корзиночки.

Открытие доказывает, что уже в эоцене существовали насекомые, которые находили промежуточный путь между двумя крайностями - с одной стороны, узкой специализацией на опылении какого-то одного вида растений, с другой стороны - полной неразборчивостью в посещении цветков.