17 февраля ‘19, Воскресенье

В куске янтаря обнаружен древний охотник на пауков

Палеоэнтомологи нашли в янтаре мелового периода личинку насекомого с уникальной специализацией. Судя по ее удлиненным конечностям, личинка охотилась на пауков прямо в их паутине.

Описание находки, подготовленное китайскими и американскими учеными, опубликовано в журнале Current Biology.

В последнее время янтарь из Бирмы (возраст - около 99 млн лет) привлекает всё больше внимания ученых как источник информации о вымерших насекомых. Например, недавно в нем были обнаружены причудливый рогатый муравей, а также сетчатокрылое насекомое с колюще-сосущем ротовым аппаратом, при помощи которого оно сосало кровь из лягушек.

Авторам статьи посчастливилось обнаружить в бирманском янтаре еще одно удивительное насекомое. В их руки попала 5-миллиметровая личинка, относящаяся к отряду сетчатокрылых. На голове она несет изогнутые челюсти, а по бокам - длинные ноги, заканчивающиеся зубчатыми коготками.

Подобных коготков нет ни у одного современного сетчатокрылого, зато они имеются у клопов-хищнецов Emesinae. При помощи таких коготков клопы разгуливают по паутине, не прилипая к ней - это позволяет им подкрадываться к паукам. Примечательно, что эти клопы имеют такие же длинные ноги, как и обнаруженная личинка. Поэтому исследователи предположили, что она вела аналогичный образ жизни.

По мнению ученых, личинка является неполовозрелой стадией взрослого сетчатокрылого Pedanoptera arachnophila, обнаруженного в другом фрагменте янтаря. Подобно личинке, это насекомое также обладало длинными ногами. Открытие доказывает, что уже в эпоху динозавров среди насекомых встречались крайне специализированные формы, которые затем исчезли без следа. Во всяком случае, никто из современных сетчатокрылых на пауков не охотится.