28 марта ‘24, Четверг

Байкал по весне сам рисует на льду кольца

Необычные кольца диаметром несколько километров, наблюдаемые практически ежегодно на льду Байкала, образуются из-за восходящих потоков глубинных вод. Теплый закрученный поток размывает весенний лед, он насыщается водой и становится тонким. Вероятно, причина подъема вод -- извержения грязевых вулканов на дне озера.

Кандидат геологических наук Николай Гранин в научно-популярном журнале Сибирского отделения РАН «Наука из первых рук» представил версию формирования на льду Байкала странных колец.

Весной 2003 года на снимках, сделанных из космоса, ученые из Лимнологического института Сибирского отделения РАН обнаружили необычную кольцевую структуру на поверхности льда в районе мыса Крестовский (Средний Байкал). Анализ спутниковой информации за предыдущие годы показал, что подобная структура существовала в этом же месте и в апреле 1999 года.

В ходе дальнейших исследований выяснилось, что круговые структуры проявляются на поверхности озера перед разрушением льда достаточно часто. В районе Крестовского подобная структура отмечалась в 2005 и 2008 году, в северной оконечности пролива Малое море -- в 2004, 2005 и 2009 году, в западной части Южного Байкала -- в 2008 и 2009 году. «В последние годы отмечен рост числа круговых структур, регистрируемых в течение одного года, а также их более раннее проявление», -- пишет Гранин, заведующий лабораторией гидрологии и гидрофизики в Лимнологическом институте.

В 2009 году кольцевая структура в Южном Байкале проявилась 4 апреля, и уже через три дня ее исследовали ученые из Лимнологического института и Института динамики систем и теории управления СО РАН. «Оказалось, что толщина льда в центре кольцевой структуры и за ее пределами практически не отличалась и составляла около 70 см. Однако она резко уменьшалась (до 43 см) в радиусе 2 км от центра «кольца». Всю ледовую толщу здесь пронизывали вертикальные микротрещины», -- рассказывает Гранин в статье.

Он отмечает, что зарегистрированы и другие нетипичные явления. «Так, температура поверхностного слоя воды подо льдом в центральной части кольцевой структуры оказалась на 0,5°С выше, чем за ее пределами. Кроме того, здесь была зарегистрирована максимальная скорость течения (около 6 см/сек)», -- пишет ученый.

Он полагает, что кольца возникают «благодаря подъему глубинных вод и повышению температуры поверхностного слоя воды в центральной части кольцевой структуры». Образуется восходящее течение, закрученное по часовой стрелке, которое приводит к ускоренному разрушению ледового покрова. «Темные круги, заметные на космических снимках, -- это те самые круговые области, где толщина ледового покрова минимальна, а сам лед более насыщен водой», -- уверен Гранин.

Причиной же подъема глубинных вод могут быть извержения грязевых вулканов на дне озера. Но эта гипотеза еще не доказана.

Взгляд из космоса

Снимки, заинтересовавшие ученых, сделаны при помощи спектрорадиометра MODIS (Moderate Resolution Imaging Spectroradiometer) на борту американского спутника Terra, а также при помощи других инструментов.

MODIS имеет 36 спектральных каналов с 12-битным радиометрическим разрешением в видимом, ближнем, среднем и тепловом инфракрасном диапазонах.

Данные MODIS ежедневно принимаются универсальной станцией «УниСкан» и обрабатываются станцией дистанционного зондирования Земли Earth Observation Station (EOStation).