5 апреля ‘20, Воскресенье

Из-за вирусов человеческие гены стали разнообразнее

Вирусы оказывают значительное влияние на формирование человеческого генома. В ходе эволюции ДНК человека приобретает те гены, что наиболее эффективны в борьбе с инфекциями. И в зависимости от места проживания генетические методы защиты человека сильно различаются.

На протяжении человеческой истории вирусы представляли постоянную угрозу. В результате умение находить способы генетической защиты от вирусов стало одним из механизмов естественного отбора.

Вирусымикроскопические частицы, состоящие из нуклеиновых кислот (ДНК или РНК), в которых сохранена генетическая информация, и вспомогательных белков. Вирусы не способны к самостоятельной жизни, поэтому используют механизмы чужих клеток для собственного размножения.
Биологи из Университета Милана изучали генотипы представителей 52 различных народонаселений, для каждого из которых характерно преобладание различных вирусов. Данные о числе различных вирусов в определенной географической области использовались, чтобы соотнести их с вариациями генов при помощи компьютерной симуляции.

Изучив 660 832 единичных отличий генотипов различных людей, исследователи пришли к выводу о существовании значительного разнообразия в противовирусных механизмах защиты человека. Отличия касались генов, ответственных за биосинтез структур, функционирующих как вирусные рецепторы. Кроме того, заметно различались и белки, непосредственно взаимодействующие с вирусными компонентами.

Ученые уверены, что вирусы оказывали сильное давление на формирование человеческого генома в ходе эволюции. В общей сложности удалось обнаружить 441 модификацию в 139 генах, которые модулируют восприимчивость к вирусным инфекциям и непосредственно связаны с вирусным разнообразием. Как отмечают исследователи, они обнаружили значительно большее разнообразие, чем сами ожидали.

Итальянские генетики полагают, что данные о разнообразии заложенных в ДНК механизмов борьбы с вирусами способны помочь в поиске новых терапевтических методов и вакцин. Вирусы остаются одной из самых распространенных причин смерти.

Миланские специалисты отмечают, что их данные обязательно нуждаются в экспериментальном подтверждении, чтобы сделать конкретные выводы. Результаты исследования появились в журнале PLoS Genetics.