Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:14
Москва
24 апреля ‘24, Среда

Дело Пушкарева: Мосгорсуд оставил в силе приговор за взятку самому себе

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Два дня слушаний не изменили ничего в судьбе братьев Пушкаревых и Андрея Лушникова.

Московский городской суд оставил в силе беспрецедентно суровый приговор Тверского районного суда. Не помогли ни экспертизы, ни доводы адвокатов.

«Если и есть пострадавший, то это «Востокцемент» и моя семья», - отметил Игорь Пушкарев в зале суда. Мэр, не сумевший отказаться от бизнеса, вкладывал в развитие Владивостока свои собственные деньги – и поплатился за это свободой. Infox.Ru продолжает следить за развитием событий.

Соцпроект размером с город

Игорь Пушкарев, руководивший Владивостоком, привлек к себе внимание правоохранительных органов еще несколько лет назад. Сотрудники ФСБ следили за ним, прослушивали телефонные разговоры, просматривали переписку. Вывод был печальным – градоначальник нарушает закон о запрете на ведение бизнеса для госслужащих.

Формально Игорь Пушкарев, как и положено, вышел из дела, но фактически остался его руководителем. Есть такое понятие – бенефициарный владелец, то есть человек, который принимает решения, пусть даже официально он не имеет отношение к какой-либо компании.

Расстаться с делом жизни Пушкарев не смог и успевал управлять и городом, и группой компаний «Востокцемент». Владивосток под его руководством превратился в город, который не стыдно показать иностранным гостям. Когда не хватало бюджетных средств, бизнесмен вкладывал свои собственные, то есть деньги «Востокцемента».

Город оказался важнее бизнеса. Пушкарев мог простить миллионный долг муниципальному предприятию или вложить средства группы компаний в подготовку города к международному мероприятию. Подготовить город к АТЭС-2012 Пушкареву дал указание президент. Пушкарев потратил и свои личные средства - зато форум провели «на отлично».

Семейное дело

Как это часто бывает, уйдя во власть, Игорь Пушкарев официально передал бразды правления членам своей семьи. Генеральным директором группы компаний Востокцемент был родной брат Игоря Андрей. Картина достаточно распространенная.

«Если мы считаем, что нельзя совмещать ведение бизнеса и работу в госорганах, значит, не стоило таких людей и приглашать. В той или иной степени совмещают все. Ну перевел ты, допустим, на маму 80-летнюю компанию. Все равно в реальности все понимают, кто хозяин. На каждый законодательный повод найдется какой-то выход. Но как мне кажется, лучше уж не за это привлекать, а за реальные преступления, которые вредят казне», – считает председатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев.

Однако сейчас закон, запрещающий чиновникам заниматься бизнесом, действует. Раз он нарушен – отвечай. В 2016 году Пушкарева арестовали. Свидетели сначала пытались отрицать, что Пушкарев управлял «Востокцементом», боясь ему навредить, но многочисленные факты доказывали – руководил.

Только вот обвинили Игоря Пушкарева вовсе не в нарушении закона о гражданских служащих, а в злоупотреблении служебными полномочиями, коммерческом подкупе и во взяточничестве. Причем взятку экс-мэр получил… от своего же «Востокцемента».

Тихо сам с собою…

В выступлении в зале суда Игорь Пушкарев заявил, что если все так, как представило следствие, то получается, что братья Пушкаревы ради госконтракта с МУП «Дороги Владивостока» потратили куда большую сумму на взятки, попутно нарушив множество законов и в итоге оказавшись за решеткой.

«Такое обвинение как минимум требует проведения в отношении нас судебно-психиатрической экспертизы, поскольку для того, чтобы «Востокцемент» получила прибыль в 16,8 миллионов рублей, нам потребовалось потратить 80 миллионов, совершив при этом особо тяжкие преступления», - отметил он.

На самом деле обвинение звучит еще более абсурдно. Адвокаты представили многочисленные доказательства, что именно Игорь Пушкарев продолжал руководитель бизнесом, распоряжался денежными средствами, и если уж ему нужны были деньги, неважно, для Владивостока или для себя, он брал их сам, как фактический глава компании.

То, что следствие трактует как получение взятки, на самом деле дивиденды от ведения бизнеса. Считай, Игорь Пушкарев из одного кармана переложил деньги в другой – и это квалифицируется как взятка. То есть все, кто переводит деньги со счета на счет или перекладывает их из трехлитровой банки в подвале в двухлитровую на чердаке, дают взятки самим себе?

Однако следствие стоит на своем – экс-мэр Владивостока получил взятку от гендиректора «Востокцемент». Зачем, правда, неясно – никакой выгоды от этих действий группа компаний так и не получила. И ощутимый привкус абсурда никого не смущает. Ни прокуратуру, ни судей. Приговор Тверского районного суда Мосгорсуд оставил без изменений.

А между тем, приговор отличается не только несправедливостью, но и невероятной жестокостью. Пушкареву дали 15 лет – больше, чем дают за убийство, больше, чем получают обычно чиновники, которые действительно брали взятки – и не от руководства собственной фирмы.

Юридический нонсенс

Отдельный вопрос – возможное влияние дела Пушкарева на дальнейшие процессы подобного рода. В России, конечно, не прецедентное право, но пример, как известно, заразителен. Один из адвокатов отметил, что теперь будет опасаться брать в долг у родственников - мало ли как расценят потом этот факт следователи! И с дивидендами, полученными в ходе управления бизнесом, лучше быть осторожнее.

«Это абсурд, это юридический нонсенс, для этого есть свои статьи уголовного кодекса, это никогда не расценивалось и не расценивается как взятка», - отметил по окончании процесса адвокат коллегии «Ковалев, Тугуши и партнеры» Дмитрий Тугуши.

О том, как теперь расширяется само понятие «взятка», и говорить нечего. Получается, что взяточником можно объявить чуть ли не любого госслужащего, было бы желание.

Не делай добра?

Игорь Пушкарев не только фактически спонсировал некоторые городские проекты. Он еще и направлял значительные средства на благотворительность – по собственному признанию, денег не считая. Но посчитать пришлось – в надежде, что суд примет это во внимание.

«Но из документов, изъятых при обысках, усматривается, что только за период 2013-2014, меньше чем за год, я потратил на благотворительные цели свыше 56 миллионов рублей. А за шесть лет я потратил на себя и свою семью 67 миллионов. Получается, что я тратил на благотворительность больше, чем на себя, что само по себе опровергает довод о наличии у меня корысти. И кстати, это также доказывает, что я распоряжался доходами, поскольку понятно, что на доходы главы города Владивостока я не мог бы направить такие суммы на благотворительность», - отметил Пушкарев.

Кому это нужно?

«Чем вызвана эта кровожадность правоохранительных органов, пока непонятно», - признался Дмитрий Тугуши журналистам.

Кому перешел дорогу Пушкарев, за что его так жестоко наказывают, действительно неясно. 15 лет лишения свободы для самого экс-мэра, 10 – для экс-главы МУП «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова. Брат Пушкарева Андрей «отделался» условным сроком – но только потому, что с ним еще несколько лет назад произошло несчастье. Во время празднования Нового года в ночь с 31 декабря 2014 года на 1 января 2015 года он тяжело пострадал от взрыва петарды, лечился в Корее, проходит лечение и сейчас – но уже в России. Выехать за границу он не вправе, хотя это ему необходимо для лечения. (Довод, что Андрею Пушкареву в этот период было явно не до «Востокцемента» и не до взяток, суд также не принял во внимание).

У фигурантов дела - малолетние дети. Все они должны выплатить гигантские полумиллиардные штрафы (да ведь понятно, что мне этот штраф никогда в жизни не выплатить, возмущался Андрей Лушников). Однако судей не смутило ничего. Вслед за прокурорами они отмахнулись от всех доводов и оставили приговор без изменений.

«Если и есть пострадавший, то это «Востокцемент» и моя семья», - отметил Игорь Пушкарев в зале суда. И с ним сложно не согласиться.

Infox.Ru продолжает следить за развитием событий.

Йод попал под ограничения в России из-за технической ошибки
Реклама