Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

20:18
Москва
23 апреля ‘24, Вторник

Нацпроекты помогут вывести продукцию агропрома Кубани на международный уровень

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Краснодарский край в 2019 году выходит на целевые показатели по экспорту зерна, что принесет в казну России порядка 1,6 млрд долларов.

Агропромышленный потенциал региона на это далеко не исчерпывается. Неплохой экспортный потенциал есть у масложировой, крахмалопаточной и мукомольно-крупяной продукцию. На внутреннем рынке большие перспективы у виноделов, которые готовы посоревноваться за благосклонность ценителей вина с лучшими производителями Франции и Италии, не говоря уже о Чили и Испании.

Чтобы достичь успеха в этих направлениях государство реализует нацпроекты и активно поддерживает предпринимателей. Определенные результаты уже есть.

О том, каковы они, рассказал заместитель главы администрации Краснодарского края Андрей Коробка.

- Андрей Николаевич, регион принимает участие в реализации целого ряда национальных проектов. Один из них - «Международная кооперация и экспорт» - непосредственно связан с развитием агропрома. Расскажите подробнее - какие задачи ставятся в рамках его реализации?

- Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» нацелен на существенное увеличение доли наших продуктов на иностранных рынках. В ближайшие 5 лет нам необходимо за счёт создания новой товарной массы выйти на объём экспорта в денежном выражении 3,8 млрд долларов. Эту задачу мы рассматриваем в первую очередь как один из этапов развития АПК. Чтобы её выполнить потребуется существенно модернизировать отрасль, выйти на новые объемы производства сельхозпродукции и довести её качество до мировых стандартов, построить логистические цепи. Безусловно от этого как производители, так и потребители только выиграют.

Товарами с высоким экспортным потенциалом определены, естественно, зерно, а также масложировая, крахмалопаточная и мукомольно-крупяная продукция. По этим позициям мы имеем и резервы для увеличения объёмов производства, и гарантированные рынки сбыта, и растущий спрос.

Большую ставку мы делаем и на готовую продукцию – потенциал в этом направлении огромен. Среди кубанских перерабатывающих комбинатов много тех, кто мог бы успешно завоёвывать мировые рынки. Некоторым из них пока что не хватает опыта продвижения, кому-то финансовых ресурсов для выхода на новые производственные объемы. В этой части край, конечно, будет всячески помогать.

Как показывает практика – те предприятия, которые работают изначально с ориентиром на глобальный рынок, достигают высоких результатов. Например, «Кореновский молочный консервный комбинат», выпускающий продукцию под брендом «Коровка из Кореновки», выстраивает именно такую бизнес-модель. Сейчас компания создает цех по производству мороженного конкретно под экспортные нужды.

- Кубань закончила уборочную компанию с рекордными показателями. Учитывая высокое качество зерна-2019, можно ли говорить о том, что план по экспорту на 1,55 миллиарда долларов США в 2019 году будет выполнен?

- Все предпосылки к этому есть. Если она останется на уровне сегодняшнего дня - 190 долларов за тонну -, то план в размере 1,6 млрд долларов США будет достигнут. Но существуют и некоторые опасения из-за возможного снижения цены на зерно на мировом рынке. На сегодняшний день фактический объем экспорта зерна составляет 657,7 млн долларов, это больше 40% от плана.

- Если говорить об экспорте масложировой продукции – какие здесь перспективы?

- Хорошие. Уже сейчас экспорт этой категории товаров показывает рост 25%. Чтобы продолжилась эта позитивная динамика в дальнейшем мы будем увеличения объемы производства масличных культур для последующей переработки. Поэтому сейчас мы тщательно пересматриваем структуру посевных площадей. Конечно не в сторону подсолнечника, а других перспективных с экономической точки зрения культур. Например, озимого рапса. Его средняя рентабельность – 77%, а в некоторых предприятиях и 100%. Перерабатывающие предприятия, в свою очередь, уже подтвердили готовность брать рапс на переработку с возможностью заключения долгосрочных договоров на поставку. Поэтому под урожай 2020 года мы уже увеличили площадь этой агрокультуры.

- Какие региональные продукты могут быть интересны зарубежным потребителям и как сегодня обстоят дела с продвижением на международных рынках наших агропромышленных товаров?

- Перечень перспективных в плане экспорта продуктов достаточно широкий – это крупы, кондитерские изделия, соки, винодельческая продукция, мороженое. Здесь, конечно, сказалась политика импортозамещения, которая подстегнула, во-первых, увеличивать объёмы производства, во-вторых, постоянно работать над качеством. Все перечисленные товары мы в небольших объёмах уже экспортируем. С начала года их продано за рубеж в денежном выражении на сумму около 40 млн долларов США.

Кондитерские изделия, на мой взгляд, немного недооценены в плане экспорта. Да, это категория товаров не первой необходимости, но на них всегда был и будет спрос. Сегодня в общей структуре российского экспорта всей продукции АПК кондитерка занимает четвертое место после зерна, растительного масла и рыбы. Думаю, это весомый аргумент в пользу развития этой отрасли. Кубанские кондитеры, кстати, уже нашли своих покупателей за рубежом - «Комбинат «Кубань», «Галан», «Кубанская кормилица», «Метрополис» экспортируют свою продукцию уже не первый год. Их покупают страны Ближнего зарубежья, Средней Азии. Конечно, объёмы экспорта кондитерских изделий значительно малы в сравнении с экспортом зерна или масложировой продукции – с начала 2019 года экспортировано всего около 2 тыс. тонн на сумму 3,5 млн долл. Но нам есть куда расти – фактическая загрузка кондитерских комбинатов сегодня около 65% ввиду дорого сырья.

Аналогичная ситуация, кстати, и по некоторым другим отраслям пищевой промышленности. В наших силах это исправить. Поэтому начиная с этого года по поручению губернатора Вениамина Кондратьева, мы будем выделять краевые средства на поддержку перерабатывающих предприятий.

Высокий экспортный потенциал у виноделов. Участие, победы в престижных международных дегустационных конкурсах делают кубанские вина конкурентоспособными в сравнении с итальянскими или, например, чилийскими, к которым привыкла Европа.

В плане продвижения кубанских продуктов на зарубежных рынках край плотно работает с «Российским экспортным центром», который регулярно устраивает бизнес-миссии в различные страны, организовывает участие наших предприятий в международных выставках. Там у них есть возможность презентовать свою продукцию, рассказать о её конкурентных преимуществах.

- Какие рынки для нас самые перспективные?

- Скажу так – конструктивные торговые отношения мы готовы наладить со всеми странами. Мы и сами становимся инициаторами переговоров по этой теме. Но также готовы к встречным предложениям от зарубежных коллег.

Если говорить конкретно о странах, то большая заинтересованность к Китаю. Особенность этого рынка в том, что он берет продукцию исключительно без ГМО. Так как Краснодарский край производит именно такие товары, наладить экспортные поставки нам уже удалось. В Китай идут наши кондитерские изделия, мороженое, винодельческая продукция. Мы готовы расширить этот перечень.

- Андрей Николаевич, а финансовая поддержка экспортно ориентированным предприятиям предусмотрена?

- Безусловно, под нацпроекты предусмотрено финансирование. У нас это субсидирование мелиоративных мероприятий. На эти цели в 2019 году выделено 340 млн рублей федеральных и краевых средств. Результатом поддержки этого направления должно стать введение в эксплуатацию новых и реконструкция имеющихся мелиоративных систем.

Кроме того, мы скорректировали финансирование существующих программ поддержки АПК таким образом, чтобы экспортный потенциал реализовывался и по другим направлениям. К примеру, как я уже сказал, приняли решение выделить дополнительные краевые средства на поддержку предприятий кондитерской отрасли.

- Есть ещё один национальный проект, касающийся АПК - «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусматривает активное вовлечение населения в фермерскую деятельность, в том числе путем предоставления господдержки. Есть ли определенные показатели по проекту?

- Целевым показателем в этом нацпроекте определено количество вновь созданных субъектов агробизнеса. Краснодарскому краю к 2024 году необходимо вовлечь в малый и средний агробизнес порядка 1,4 тыс. человек.

Под реализацию этого нацпроекта на уровне федерации появилась новая программа грантовой поддержки - «Агростартап». Финансирование для Краснодарского края - около 118 млн рублей. По условиям этой программы начинающие фермеры смогут получать до 3 млн рублей на развитие своего хозяйства или до 4 млн рублей, если фермерское хозяйство состоит в кооперативе. В Краснодарском крае «Агростартап» должен заработать в октябре, но уже сейчас муниципальные органы управления АПК собирают заявки от тех, кто хочет в ней поучаствовать и получить грант на развитие своего предприятия.

Но это не единственная программа, которая будет содействовать реализации нацпроекта по поддержке предпринимательства. Благодаря уже действующим многие годы мероприятиям по предоставлению грантов также создаются новые рабочие места на селе, а малые формы хозяйствования выводят свои предприятия на новый уровень. Это программы поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, сельхозкооперативов. К примеру, благодаря программе по поддержке начинающих фермеров с 2012 года на селе появилось около 400 новых рабочих мест. Поэтому мы ежегодно увеличиваем её финансирование.

«Ощущение, что работаем»: в Крыму чиновники забыли выключить микрофон после заседания
Реклама