Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:44
Москва
26 апреля ‘24, Пятница

Невыученные уроки пандемии: ошибки и выводы в борьбе с COVID-19

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Нынешние механизмы предупреждения пандемий вирусных заболеваний все еще не учитывают промахи и неудачи, которые усугубили течение пандемии COVID-19.

В то время как страны ведут борьбу с новой коронавирусной инфекцией, ученые предупреждают, что новые эпидемии в будущем неизбежны. История показала, что за минувшее столетие с небольшим мир столкнулся с шестью серьезными вспышками респираторных вирусных заболеваний, включая Эболу. Кроме того, за это время было зафиксировано как минимум 7 коронавирусов, в том числе SARS-CoV-2, которые принесли болезни и смерть.

«Предупреждение (новых) пандемий может быть невозможно, но подготовка к ним является ключевым моментом», - отметил исполнительный директор Института Пастера в Южной Корее Янгми Джи (Youngmee Jee), цитирует журнал Nature.

Основными компонентами подготовки к отражению новых угроз являются: наблюдение за эпидемической обстановкой, совершенствование механизмов обнаружения новых патогенов, сбор данных и моделирование распространения вирусов, улучшение системы здравоохранения, развитие методов терапии и создания вакцин.

В последние два года правительства вложили огромные деньги в работу по этим направлениям. Однако пробелы все равно могут оставаться, и их необходимо выявлять.

«Мы попросту не можем повторить ошибочные решения, которые провалились. Люди все еще говорят об одних и тех же вещах, не спрашивая: почему всё сломалось», сказал Дэвид Фидлер (David Fidler), специалист по глобальной системе здравоохранения из Совета по международным отношениям (Вашингтон).

Почему системы предупреждения не работают лучше?

Директор британской биомедицинской организации Wellcome Джереми Фаррар в своей новой монографии «Шип: вирус против людей – история изнутри» пишет: «Все начинается с умного наблюдения. Если вы не смотрите, то и не увидите. Если не видите – вы всегда будете отвечать слишком поздно». К сожалению, поздние ответы стали нормой. Эпидемия Эболы распространялась более месяца, прежде чем это обнаружили. Точно так же получилось в Китае, где, возможно, распространение SARS-CoV-2 началось за несколько недель до официальных заявлений о загадочной пневмонии в Ухане, отмечает Nature со ссылкой на исследовательские материалы канадских ученых.

Позднее обнаружение беспокоит специалистов, поскольку вспышки заболеваний сложнее сдерживать, если они распространяются за пределы ограниченной территории, что в современном мире довольно частое явление.

Еще в 1952 году одним из первых шагов ВОЗ стало создание Глобальной системы эпиднадзора за гриппом. Фактически, была создана система раннего предупреждения, которая неплохо себя проявила с птичьим гриппом H5N1.

Неизвестные патогены отслеживать труднее. Но их поиск облегчит улучшение методов секвенирования генома, позволяющих выявлять чужеродные ДНК и РНК в образцах крови пациентов, страдающих подозрительными симптомами. Благодаря этому методу была обнаружена вспышка желтой лихорадки в 2017 году.

Некоторые исследователи полагают, что такую методику наблюдения следует распространить на людей, работающих в лесах, на фермах, в лабораториях – везде, где человек может вступить в контакт с патогеном. Сотрудник Оксфордского университета, содиректор программы пандемической геномики Оливер Пибус вовсе полагает, что геномные технологии наблюдения позволят обнаруживать вирусы в сточных водах и воздухе.

Проблема этого метода в том, что не во всех странах есть необходимое оборудование и квалифицированные специалисты. Кроме того, многое зависит от системы здравоохранения и доверия к ней людей, потому как часто заболевшие не обращаются за медицинской помощью, и их болезни остаются незамеченными.

Обработка и сбор данных

Моделирование развития пандемий, оперативный сбор и анализ данных о новых заболеваниях тесно связаны с созданием соответствующих баз данных. В США президент Джо Байден пообещал модернизировать устаревшую систему данных общественного здравоохранения и создать Национальный центр прогнозирования эпидемий и аналитики вспышек. На это будет потрачено около $500 млн.

Данное решение согласуется с мнением эпидемиолога Кейтилин Риверс (Caitlin Rivers) из Центра безопасности здоровья Джонса Хопкинса. Она говорит, что мир потерял драгоценное время в январе-феврале 2020 года, когда она и коллег пытались разобраться в обрывочных данных о COVID-19 из официальных сообщений, газетных статей и даже социальных сетей. По словам Риверс, более точные данные помогли бы эпидемиологам быстрее определить, что SARS-CoV-2 распространяется по воздуху и может передаваться людьми без симптомов, и соответственно, предложить меры безопасности.

Что касается сбора данных, они будут полезны при моделировании. Эпидемиолог Центра Джонса Хопкинса Дженнифер Нуццо (Jennifer Nuzzo) обозначила проблему точности собираемых данных о пациентах, из-за которой модели могут быть ошибочными. Здесь речь идет о правилах конфиденциальности пациентов, которые в США не позволяли больницам и департаментам здравоохранения обмениваться данными с исследователями. Поэтому тут нужны единые, ясные правила обмена информацией.

Правительство Великобритании в партнерстве с ВОЗ и Wellcome в мае 2021 года запустило сеть глобального наблюдения за пандемией и отслеживания вспышек других заболеваний по всему миру. Фонд Рокфеллера тоже разрабатывает платформу данных о пандемии. Биолог Рик Брайт, возглавляющий этот проект, говорит: «Неправительственная, организация, которая вне политики, будет иметь возможность запечатать и защитить эти данные, и в то же время гарантировать, что мир (ученые) имеет доступ ко всей информации».

В вопросе сбора информации есть еще одна проблема. Страны с авторитарными режимами могут скрывать информацию о вспышках заболеваний. В начале пандемии коронавируса за скрытность критиковали Китай. Но и в США есть такие явления, когда, например, несколько округов отказывались предоставить Центрам по контролю и профилактике заболеваний подробности о вспышках заболеваний в компаниях и тюрьмах.

Дезинформация тоже ломает модели расчетов ученых, а также сеет панику среди людей. Именно поэтому ВОЗ в мае 2020 года приняла резолюцию, в которой страны согласились бороться с дезинформацией у себя внутри.

Укрепление общественного здравоохранения через расширение полномочий

Практика показывает, что на протяжении пандемии инфекционисты и сотрудники системы общественного здравоохранения буквально умоляли лидеров стран усилить меры по сдерживанию COVID-19, зачастую безрезультатно. Заместитель директора Национальных лабораторий по новым инфекционным заболеваниям Бостонского университета Нахид Бхаделиа на этот отмечает, что решением этой проблемы было бы наделение отделов общественного здравоохранения большей властью во время кризисов в области здравоохранения. В противном случае борьбой с пандемией фактически занимаются политики и чиновники. В США например, 15 штатов приняли или рассматривают законы, ограничивающие юридические полномочия агентств общественного здравоохранения.

Смежная с этим проблема состоит в том, что люди не могут следовать предлагаемым им рекомендациям, которые ставят под угрозу их возможность обеспечивать себя и свои семьи. Неравенство в благосостоянии привело к неравенству в заболеваемости не в пользу людей, кто получает низкую зарплату работает или живет в многолюдной среде и не имеют надлежащей защиты труда. Устранение неравенства во время чрезвычайной ситуации в области здравоохранения должно быть важным компонентом обеспечения готовности к пандемии, подчеркнула Нуццо и констатировала: «Мы не можем выйти из пандемии, если справедливость не будет в центре внимания».

Создание вакцин на все случаи жизни

Ведущие фармацевтические компании сумели создать вакцины от COVID-19 в рекордно короткие сроки. Хотя теоретически, это могло произойти еще быстрее, если бы соответствующая работа на ранних этапах получила больше финансирования. На будущее этот урок учтен. Так, Коалиция за Эпидемические готовности к инновациям (CEPI), сейчас собирает деньги на 5-летнюю стратегию стоимостью $3,5 млрд. С реализацией стратегии разработка вакцин против новых болезней будет занимать не более 100 дней.

Директор Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (США) Энтони Фаучи предлагает создать прототип вакцины против примерно 20 семейств вирусов, чтобы ускорить разработку вакцин в случае чрезвычайной ситуации. Такие проекты дадут хороший эффект в случае, если удастся наладить обмен технологиями между государствами, несмотря на их политические разногласия.

В российских аэропортах могут пропасть металлические ножи и вилки
Реклама