Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:13
Москва
23 апреля ‘24, Вторник

Дальше падать некуда: к чему пришло импортозамещение электроники в России

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

О том, что случилось с российской промышленностью в 1990-е годы всем хорошо известно, но и сейчас ту катастрофу удалось изжить не до конца.

Многие заводы, которые были гордостью Советского Союза и давали работу тысячам квалифицированных работников сейчас стоят заброшенными и подходят разве что для съемок фильмов в жанре «постапокалипсис». Разруха не обошла стороной и производство радиоэлектроники. В СССР старались производить свое – от телевизоров и радиоприемников до ЭВМ, – причем с использованием отечественных компонентов. Однако в один момент отечественным экономистам-реформаторам показалось, что гораздо проще отправить миллионы собственных граждан, инженеров, ученых, работников заводов на рынки ширпотреба торговать тапочками и солениями, а всю технику закупать с доходов от сырьевого экспорта.

Такая модель «развития» главенствовала не одно десятилетие, пока в 2014 году против России не начали вводить санкции, когда стало ясно: без собственной промышленности и сельского хозяйства геополитические противники по щелчку пальцев по желанию могут отправить Россию в каменный век.

Тогда-то и пошли разговоры о срочном импортозамещении. В некоторых сегментах сельского хозяйства определенных успехов удалось достичь, а кое-где – просто создать видимость таковых.

Что происходит в реальности под завесой видимости некоего разворота в позитивную сторону на примере рынка электронных компонентов рассказал обозреватель, специалист в этой отрасли Тимофей Захаров. Его статья опубликована на портале habr.com.

Эксперт в своем материале сообщил, что в России все-таки остались заводы, предлагающие отечественной промышленности электронные компоненты. Их можно купить, но не без ряда трудностей.

Первой проблемой автор назвал отсутствие полной информации о деталях. Крупные зарубежные производители обычно на своих сайтах выкладывают исчерпывающие данные о продаваемых компонентах. Публикуются подробные каталоги, в которых парой щелчков мышки можно найти всё. Захаров поделился, что за годы своей работы ни разу не сталкивался с ситуациями, когда хоть какой-то интересующий параметр не удавалось найти, например, на сайте mouser.com, хотя это не производитель, а сайт-каталогизатор, всего лишь работающий с производителями.

Для сравнения он привел один российский завод, которые на упомянутом сайте, собирающем информацию с сотен и тысяч предприятий по всему миру, никак не представлен. Более того, у завода даже нет собственного сайта. У тех заводов, что обзавелись сайтами, «информативность и актуальность приведенной там информации зачастую просто нулевая».

Для примера эксперт привел один псковский завод, у которого в перечне выпускаемой продукции значится всего 6 типономиналов. «По сравнению с тысячами типономиналов, которые выпускает даже самый завалящий иностранный производитель, это не просто бедненько, это просто позор», - констатировал Захаров. Страница с datasheet (лист с данными) больше похожа на общую презентацию, нежели на обстоятельный свод материалов по характеристикам изделий. У именитых фирм подобные документы даже по самым простым компонентам занимают по много страниц. «Там указаны все режимы, приведены графики, расписаны назначения выводов (микросхем), есть полное и подробное описание как это использовать со схемами включения», - пояснил эксперт.

Далее автор текста подробно описал ошибки, к которым приводит недостаток информации (а иногда и вовсе ложная информация), когда дело доходит до установки электронных компонентов при производстве. Техусловия для компонентов в России можно купить отдельно, тогда как иностранные производители прилагают эту информацию бесплатно.

Впрочем, как заметил эксперт, описанная ситуация не на всех российских заводах. Некоторые все же публикуют «более-менее удобочитаемые описания на свою продукцию».

Вторая проблема – сложности с закупками и сроками отгрузки товаров. В досанкционные, допандемийные времена можно было купить любые детали из Китая, и через пару недель они могли лежать на производстве в РФ. Сейчас с этим сложнее. Но отечественные производители могут затягивать поставки до 3 месяцев. И это по новым, более строгим, правилам. Ранее сроки затягивались до года, и приходилось заранее связываться с заводами, чтобы встать в очередь на поставку. Сюда же относится проблема, когда в каталогах производства тот или иной товар есть, а по факту не производится. Чтобы это выяснить приходится потратить время.

Третий момент – цена. Отечественные электронные компоненты 20-100 раз дороже импортных аналогов. Захаров специально подчеркнул, что не ошибся в этой цифре. В попытках найти объяснение этому феномену он отбросил гипотезу, что детали для компонентов в РФ могут стоить в 2-5 раз дороже. Это может быть. Однако что дает разницу в стоимости до сотни раз, непонятно. Есть вероятность, что дело тут в мелкосерийном производстве, из-за чего компоненты собираются поштучно (а порой и вручную), или же в банальной жадности, желании заработать здесь и сейчас.

В пользу гипотезы о ручной сборке говорит качество продукции. За огромные деньги заказчик получает «ужасное качество». Данному обстоятельству Захаров предлагает два объяснения: общая технологическая отсталость компонента и качество, связанное с культурой производства.

Некоторые компоненты по уровню параметров соответствуют 20-30-летней давности. Система контроля качества тоже оставляет желать лучшего. Захаров рассказал, как однажды купил отечественное оптическое реле, совпадающее по заявленным параметрам с иностранным аналогом. При установке в систему исправной работы специалисты не увидели.

«Стали разбираться. У обоих оптореле был одинаковый параметр – ток утечки, у обоих в описании – до 1 мкА. Но если у импортного указано до 1 мкА, а по факту – да почти что ноль, то у отечественного указано до 1 мкА, а по факту почти 0,7-0,8 мкА, то есть, буквально еще чуть-чуть и компонент был бы забракован по этому параметру», - уточнил эксперт.

Российские компоненты за редким исключением не предназначены для автоматического монтажа. То есть, их «реально сидит и паяет монтажница вручную, при этом совершая множество ошибок». При дальнейшей установке эти моменты приходится учитывать.

Захаров сообщил, как несколько раз с заводов поставляли откровенный «брак», и вернуть его было проблематично, поскольку на заводе не заинтересованы в лишних разбирательствах с отделом качества.

«Некоторые заводы не стесняются покупать импортные компоненты, а затем просто наносят на них свою маркировку», - добавил эксперт.

В статье Тимофей Захаров подробно, с техническими данными, описал несколько случаев, когда российское «качество» давало о себе знать.

В заключение он посетовал, что многие импортные компоненты в Росси заменить нечем.

Говорить об импортозамещении в целом не приходится, но даже в частностях очевиден ряд трудноразрешимых проблем. «Тем более, что в текущих реалиях полного развала многих отраслей промышленности в этом нет нужды, ибо производить электронику просто уже не для кого. Что делать с чудовищным отставанием – тоже непонятно», - продолжил Захаров и констатировал, что даже произведя процессоры уровня 20-летней давности, вряд ли удастся найти им какое-то применение. Тот же Сбер пока не горит желанием использовать отечественный «прорывной» продукт.

Учитывая все вышеописанное, эксперт признался, что не представляет себе, как технически может быть осуществлено реальное импортозамещение.

Йод попал под ограничения в России из-за технической ошибки
Реклама