В Арбитражном суде Республики Дагестан в данный момент проходит рассмотрение дела о возможности привлечения к субсидиарной ответственности министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства региона.
Это связано с обязательствами обанкротившегося государственного унитарного предприятия «Чистая вода». По информации издания «Коммерсант», долги этого предпринимательства перед бюджетом образовались за период с 2015 по 2022 год и сегодня превышают 2,5 миллиарда рублей. Судебное разбирательство приостановлено до тех пор, пока не будет установлен окончательный размер требований со стороны кредиторов. Следующее заседание запланировано на 13 января 2026 года. Процедура банкротства ГУП «Чистая вода» была запущена в июле 2023 года на основании иска межрайонной инспекции ФНС. В мае 2025 года суд начал процедуру наблюдения в отношении данного предприятия, удовлетворив требования налогового органа на сумму 627,9 миллиона рублей, что включает основные долги, пеню и штрафы. По данным ФССП, к декабрю 2024 года было открыто исполнительное производство на сумму свыше 936 миллионов рублей.
К октябрю 2025 года общая задолженность ГУП достигла 1,5 миллиарда рублей, включая текущие обязательства на уровне 213,7 миллионов рублей. Среди непогашенных долгов присутствуют обязательства перед Минприроды Дагестана (223,3 миллиона рублей), ПАО «Россети» (93,4 тысячи рублей), а также дополнительные требования налоговой инспекции на сумму 874,6 миллиона рублей. На данный момент, в связи с банкротством, создается опасность для социальной инфраструктуры региона, так как предприятие отвечает за водоснабжение и водоотведение в ряде муниципалитетов.
Суд установил, что основное имущество ГУП активно используется в производственной деятельности, а продажа неиспользуемых активов не позволит удовлетворить требования кредиторов. Общая сумма долга перед бюджетом в сто раз превышает задолженность в рамках возбужденного исполнительного производства, что указывает на недостаточность активов для выполнения обязательств.
Эксперты подчеркивают, что привлечение министерства к субсидиарной ответственности может быть оправдано только при наличии доказательств его неправомерных действий. К таким основаниям могут относиться случаи вывода активов учредителем, приведшие к банкротству, либо задержка в подаче заявления о несостоятельности.

