26 апреля ‘24, Пятница

Найден самый древний мозг

В черепе жившей 300 млн лет назад рыбы найден самый древний мозг. Его структуру ученым прояснил расположенный во Франции синхротрон. Оказалось, что в большом окаменелом черепе мозг занимал минимальный объем.

Французские и американские исследователи обнаружили у жившей 300 млн лет назад рыбы мозг. Это удалось сделать исследователям из Национального музея естественной истории в Париже и Американского музея естественной истории в Нью-Йорке при помощи синхротрона в Гренобле (ESRF, Европейский центр синхротронного излучения в Гренобле, Франция).

Синхротрон[от греч. synchronos -- одновременный и (элек)трон], циклический резонансный ускоритель электронов с орбитой постоянного радиуса, растущим во времени управляющим (ведущим) магнитным полем и постоянной частотой ускоряющего напряжения.
Как сообщают специалисты ESRF, предметом изучения стала 50-сантиметровая рыба -- древний родственник химеровых и акул. Ученым в первый раз удалось исследовать непосредственно окаменевшую мягкую ткань в черепе. Изучив при помощи микротомографии несколько черепов, в привезенном из Канзаса (США) образце ученым удалось обнаружить специфическую структуру. Она представляла собой продолговатый предмет, более плотный, чем окружающая матрица (кальцит). Рентгеновская томография подтвердила наличие в окаменелости продолговатой и симметричной структуры, размером 1,5×7 мм, находящейся в том же положении, что и мозг.

Трехмерная реконструкция этого самого древнего из известных мозга позволила обнаружить  мозжечок, четверохолмие (отвечает за зрение и слух), начало спинного мозга. Относительной большой размер четверохолмий показал, что рыба, вероятно, обладала хорошим зрением.

Единственное, что не удалось разглядеть ученым, это передний мозг. Однако исследователи полагают, что это связано с его совсем небольшой толщиной.

Дальнейший анализ окаменелости показал в мозге повышенную концентрацию фосфата кальция, тогда как окружающая матрица -- почти чистый карбонад кальция. Ведущий исследователь Алан Прадель предположил, что это бактерии насытили мозг соединениями фосфора после смерти рыбы. Также вероятно, что на минерализации мозга сказалось то, что рыба минерализовалась в щелочной среде.

Ученые и раньше знали, что исследуемая рыба обладала мозгом. Однако им удалось установить, что форма мозга не соответствовала форме черепа. Этот факт может стать причиной пересмотра многих выводов, сделанных о древних рыбах

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.