23 апреля ‘24, Вторник

Лемуры победили СПИД

Серый мышиный лемур научился противостоять СПИДу. Его опыт поможет людям. Предки приматов обзавелись зловредным вирусом 85 млн лет назад, однако лемуры смогли сбежать от него на остров и выработать генную оборону.

Американские ученые нашли на Мадагаскаре крохотного примата, который обладает иммунитетом к ВИЧ. При этом сотрудники Медицинского института при Стэнфордском университете выяснили, что породивший СПИД род лентивирусов оказался гораздо старше, чем предполагалось ранее.

Биолог Роберт Гиффорд с коллегами изучил ДНК 21 вида приматов. Ученые искали цепочки нуклеотидов, связанных с современным геномом лентивирусов. В конце концов их удалось найти у серого мышиного лемура Microcebus murinus, сообщается в пресс-релизе университета.

Относящиеся к семейству ретровирусов лентивирусы внедряют информацию своей РНК (рибонуклеиновой кислоты) в ДНК жертвы, смешивая оба генома. Таким образом, узнать об опасном вирусе можно, изучив современную ДНК животного. «Это позволяет датировать эволюцию древних лентивирусов», -- заявил Роберт Шафер, опубликовавший результат своего исследования в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. «Это молекулярная археология; можно найти много ценностей в древних цепочках», -- добавляет сотрудница Университета Алабамы Беатрис Хан.

Ранее ученые считали, что лентивирусы начали инфицировать приматов около 1 млн лет назад. Работа Гиффорда раздвигает рамки до 85 млн лет. Прозванный pSIVgml лентивирус внедрился еще в общего предка всех приматов, который откололся от эволюционного древа 85 млн лет назад.

Спустя 10 млн лет, то есть 75 млн лет назад, предки современных лемуров колонизировали Мадагаскар. С тех пор лемуры и другие африканские приматы стали развиваться порознь, разделенные 400-километровым участком моря. Команда Гиффорда и Шафера полагает, что тогда лемуры выработали у себя генетический механизм, который помог противостоять внедрению чужеродной РНК и развитию лентивируса, а следовательно, болезни. Инфицированные древним лентивирусом лемуры научились бороться с ВИЧ благодаря нескольким генам, которые кодировали протеины иммунной системы, замедляющие, а иногда и полностью блокирующие воспроизводство зловредного pSIVgml.

Последние контакты между лемурами и континентальными млекопитающими прекратились 14 млн лет назад. Именно африканские обезьяны передали свой вирус человеку в XX веке.

Изучение истории передачи лентивирусов поможет в исследовании СПИДа. Исследование эволюции врожденных защитных свойств лемуров поможет создавать вакцины против ВИЧ и манипулировать генами.

По словам Хан, исследование Гиффорда и Шафера интересно тем, что поднимает вопрос о том, как млекопитающие передавали друг другу вирус на протяжении последних 14 млн лет и как произошло, что некоторые виды смогли отделаться от опасного лентивируса.