19 апреля ‘24, Пятница

Фальсификатор представил древнейшего предка птиц

В пустыне Гоби раскопан необычный двуногий динозавр, который был похож на страуса и жил 160 млн лет назад. Конечностями, анатомией и умением складывать передние лапы он смахивал на птиц. Одним из авторов открытия оказался знаменитый фальсификатор.

В китайской пустыне Гоби найден похожий на страуса динозавр, живший 160 млн лет назад в юрский период. Палеонтолог Йона Шуаньер из американского Университета Джорджа Вашингтона окрестил новый вид Haplocheirus sollers («умелые лапы») и отнес его к подотряду теропод, семейству альваресзавридов.

Обскакал археоптерикса

Динозавр потряс ученых тем, что у него птичьи череп, длинная шея и позвоночник, при том что древнейшая известная науке птица, археоптерикс, жила на 10 млн позже -- 150 млн лет назад.

В США раскопан тираннозаврУ нового вида Bistahieversor sealeyi оказалось на десять зубов больше, чем у знаменитого тираннозавра рекса -- 64 штуки против 54. Динозавр жил 75 млн лет назад, а в длину имел 10 м, сообщает Discovery News.
«Новая форма теропод из Западного Китая… является древнейшим представителем таинственной группы альваресзавридов и подтверждает, что эта группа имеет неоспоримое право принадлежать к манирапторам, отряду, куда входят птицы и их ближайшие родственники-тероподы. Она продляет период существования альваресзавридов на 63 млн лет и тем самым доказывает, что ископаемые манирапторы старше, чем археоптериксы», -- отмечают ученые в своем исследовании, которое опубликовано в журнале Science.

«Просто раньше мы считали, что альваресзавриды были примитивными, не умеющими летать птицами. Наше открытие доказывает, что это не так. Сходства возникали параллельно», -- объяснил Шуаньер в интервью британской «Би-би-си».

Исследователь уверен, что и Haplocheirus sollers, и остальные его собратья-альваресзавриды эволюционировали параллельно с прямыми предками птиц, потому не могут считаться ни птицами, ни предками птиц, ни потомками птиц.

«Пилотная версия» птицы

Китайский теропод похож на современных птиц не только строением черепа и позвоночника, но и четырехпалыми задними конечностями. Короткие, но мощные передние лапы были снабжены единственным функциональным когтем, с помощью которого животное могло добывать себе пропитание, к примеру раскапывать термитники, сообщается в пресс-релизе на сайте университета.

Haplocheirus sollers умел складывать передние конечности вдоль туловища, совсем как современные пернатые.

Во рту динозавра имелось множество мелких зубов. «Вид охотился на маленьких животных, таких как ящерицы, небольшие млекопитающие, крошечные родственники крокодилов. Это было изящное животное, которое очень быстро бегало», -- выяснил ученый. Летать этот теропод точно не умел.

Сенсация от фальсификатора?

В исследовании необычного животного Шуаньеру помогли коллеги из китайского Института палеонтологии и палеоантропологии, в частности знаменитый Сюй Син, который открыл более 20 видов динозавров, в том числе беззубого, но оперенного гигантораптора.

В 2001 году этот китайский исследователь опозорился тем, что вид, выдававшийся им за переходный между динозаврами и птицами, оказался качественной подделкой.

Остается лишь надеяться, что Haplocheirus sollers -- не подделка.