26 апреля ‘24, Пятница

Ранние змеи обедали титанозаврами

Найдена «анаконда» юрского периода. Эта огромная змея пожирала новорожденных титанозавров, ради чего сидела в гнезде и сторожила кладку динозавровых яиц.

Ученые впервые доказали, что динозавры шли на корм змеям. Найден скелет гигантской доисторической змеи, окруженной яйцами и погибшей в момент охоты на новорожденного титанозавра.

Окаменелое гнездо

Необычная окаменелая находка была сделана в 1987 году на западе Индии. Местные геологи ошибочно приняли змею за динозавра, не удостоили кости внимания и переслали в Америку. «Увидев за крупными костями и яичной скорлупой характерный позвонок змеи, я подумал, что это уникальный вид», -- рассказал палеонтолог Джефф Уилсон из университета Мичигана. Вместе со своими коллегами из университета Торонто он внимательно исследовал окаменелость и обнаружил, что она представляет собой отлично сохранившееся гнездо с двумя яйцами, новорожденным и пришлой змеей Sanajeh indicus, ранее неизвестной науке.

ТитанозаврРастительноядный динозавр из зауроподов. Весил до 100 т. Детеныши достигали массы взрослого всего за год.
Это было гигантское чешуйчатое величиной с автомобиль (3,5 м), жившее 67 млн лет назад в юрский период, сообщается в пресс-релизе на сайте канадского университета.

В те времена змеи еще не обладали такой развитой пастью, как у современных анаконд и питонов, потому не могли охотиться на крупную добычу, а также глотать и ломать яйца, так как те просто не влезали им в рот. А вот новорожденные динозавры являлись лакомой добычей. Канадский коллега Уилсона Джейсон Хед сравнил размеры скелета погибшего титанозавра и размах пасти Sanajeh indicus, доказав, что новорожденный зауропод идеально подходил змее на обед, так как в длину не превышал полуметра.

Детоубийца юрского периода

Ученые полагают, что змея заранее пробралась в гнездо и, пользуясь тем, что родители титанозавров не следили за потомством, спокойно дожидалась вылупления своего обеда. «Яйца лежали в песке и были покрыты тонким слоем осадочных пород. Мы думаем, что детеныш только-только выбрался из яйца и его движения привлекли змею», -- объяснил автор находки индийский геолог Джананяв Мохабей.

Палеонтологи не уверены, что новорожденным был именно титанозавр. Просто эти животные были основными обитателями района обнаружения гнезда, что доказывают многочисленные следы и костные остатки. «Это был настоящий «шведский стол». Сотни или тысячи беззащитных маленьких зауроподов, по всей вероятности, поддерживали экосистему хищников во время сезона вылупления», -- считает Хед.

«Это первое прямое доказательство пищевого поведения у ископаемых примитивных змей. Оно показывает нам, что экология и ранняя эволюционная история змей была гораздо сложнее, чем мы думаем, смотря на современных гадов», -- заявил Хед.

И охотник, и его жертва погибли внезапно. Ученые полагают, что в результате наводнения или шторма гнездо за секунду накрыло волной грязи, которая успешно законсервировала сцену трапезы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One.

Матвиенко предложила увеличить пособия уволенным беременным до уровня МРОТ