23 апреля ‘24, Вторник

Животные постарели на 100 млн лет

Первые животные появились на Земле 635 млн лет назад. Они смогли выдержать ужасы оледенений протерозоя и породить потомков, которых исследовал Чарльз Дарвин. Ученые нашли окаменелые останки древнейших губок благодаря новейшим технологиям.

С XIX века биологи привыкли оценивать существование животных на планете в 540 млн лет.

Кембрийский «демографический взрыв»-- геологическое свидетельство массового появления животных 540 млн лет назад.
Знаменитый основатель эволюционной теории Чарльз Дарвин изучал осадочные породы с минералогическими следами губок, которых он признал древнейшими известными науке животными, однако в том, что они возникли самыми первыми, он сильно сомневался. По мысли Дарвина, кембрийскому «демографическому взрыву» по логике должна была предшествовать длительная эволюция беспозвоночных. Однако тогда биологи не смогли найти нужных ископаемых останков. Это удалось сделать уже в XXI веке.
Стероид-- сложный углеводород в живых организмах.
Геохимик Гордон Лав из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружил в осадочных породах Южного Омана «аномально огромное количество различных стероидов», возраст которых превышает 635 млн лет, сообщается в пресс-релизе университета. Стероиды были произведены губками, одной из простейших форм многоклеточной жизни.

Лав отнес этих животных к обыкновенным губкам demospongiae. Данный класс и сегодня очень распространен на Земле -- к нему относится более 90% современных губок.

Лед и кислород

«Наша находка доказывает, что эволюция многоклеточных началась ранее, чем считалось. Более того, губки живут на морском дне, изначально развиваются в прибрежной зоне и затем уже уходят на глубину. Это означает, что 635 млн лет назад на дне океанов уже было достаточное количество растворенного кислорода», -- заявил исследователь.

Его коллеги обнаружили насыщенный тетрациклический углеводород стеран. «Тот факт, что мы смогли найти стераны губок, указывает на то, что в период криогения (850--635 млн лет назад) обыкновенные губки были весьма распространены. Они целыми колониями жили на морском дне», -- рассказал Лав.

Американские биологи были поражены, когда поняли, что губки активно заселяли древние моря в период самого массового оледенения Земли, при котором глыбы льда доходили до экватора. По Лаву, климатический шок неопротерозойской эры (1 тыс. -- 542 млн лет назад) привел к реорганизации морских экосистем и, скорее всего, принципиально изменил химический состав морской воды. «Это повлияло на эволюцию животных, обитавших на дне. Мы полагаем, что возникновение многоклеточных образований на морском дне можно датировать 750--635 млн лет», -- отметил геохимик.

Изменение состава воды и эволюция многоклеточных в неопротерозой, полагает Лав, и привела к случившемуся в кембрии (542--488 млн) «демографическому взрыву».

Исследование Лава удостоилось публикации в престижном журнале Nature.

Позднейшие исправления

В XX веке удалось найти следы животных, обитавших 580 млн лет назад, то есть в позднем неопротерозое или эдиакарии, пишет агентство Reuters. В этот период у живых организмов начало вырабатываться некое подобие твердой оболочки или скелета.

Долгое время губок считали древнейшим общим предком всех животных. В 2008 году генетики установили, что эта пальма первенства принадлежит медузе сtenophora, которая дальше отстоит на эволюционной лестнице.

Шольц обвинил Путина в «присвоении Канта»