Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:34
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Кто и как намерен уничтожить уникальную Пулковскую обсерваторию

Опубликовано

Александр Беглов от власти, Максим Шубарев от бизнеса и Назар Ихсанов от научного сообщества: объединяет ли их что-то, кроме любви к деньгам?

Ускоряется тотальная застройка нескольких богатых районов России, которые, кажется, скоро станут единственными обитаемыми ее уголками. Застраивают всё. В Москве добрались до очистных станций, где переселенцев по программе реновации порадует необычный химический состав воздуха, а в Санкт-Петербурге взялись за Пулковские высоты на южной границе города. Высоты там, конечно, очень условные (максимум – 75 м над уровнем моря), но в 1941 году немецко-фашистские захватчики так и не смогли их взять. Не смогли и в 1942-м, и в 1943-м – именно здесь остановилось их нашествие на город.

Но с тех пор Ленинград, позднее Санкт-Петербург, не раз переходил из рук в руки. Губернаторы и связанные с ними застройщики внесли бо́льшие изменения в облик Северной столицы, чем германские бомбардировки. Но Пулковские высоты до поры не трогали: здесь не только центр памяти героев обороны, но и охранная зона обсерватории. Понять, что это такое, несложно: на носу майские праздники, посмотрите на небо ночью из города и из сельской местности. При ярких городских огнях вести наблюдение решительно невозможно.

Компания Setl Group объявила в 2016 году о планах строительства 1,4 млн кв. м жилья и попутной недвижимости в трехкилометровой охранной зоне обсерватории. Издание Moscow Post напоминает, что зона эта была создана еще до Октябрьской революции, и существовала при всех режимах. Обсерватория входит в реестр особо ценных объектов культурного наследия России, и поднимать на нее руку можно только с согласия высших архитектурных властей страны. Судя по всему, негласное согласие получить удалось.

Видный, потомственный и еще достаточно молодой астроном Назар Ихсанов, еще в детстве часто приходивший в Пулковскую обсерваторию, 24 октября 2016 года подписал согласование о строительстве жилищного комплекса. Прекрасно понимая, что застройщик уничтожит не только парк, но и сам смысл работы телескопа просто не будет. Он, впрочем, этого смысла и так не видит: «На таком небе что-то наблюдать уже 20 лет как невозможно». То есть последние 20 лет обсерватория, по мнению ее директора, просто проедает народные деньги. Поэтому наблюдения надо перевести на Кавказ. Сына известного астронома Роберта Назифовича Ихсанова неудержимо рвало на историческую родину… Впрочем, есть еще экзотический вариант переноса точки наблюдений в Чили.

В Санкт-Петербурге же можно оставить научную базу, интерпретирующую кавказские данные, соглашается директор с застройщиками. И уникальный телескоп никуда не денется – его просто перестанут использовать, только и всего. Конечно, этот линзовый «дедушка», каких не производят уже 70 лет, уступает многим своим современным собратьям, но до сих пор остается самым стабильным на планете. Тем более что нет никакой гарантии того, что на активно развивающемся Северном Кавказе к обсерватории не подберется точно такая же стройка.

И начались петиции, митинги, суды… Градозащитники против застройщиков – сюжет избитый, конец предсказуемый. Но только не в Санкт-Петербурге, где удалось отбить и варварскую атаку «Газпрома» с его фаллическими мечтаниями в историческом центре, и ряд других проектов. Так что у астрономов и краеведов есть определенный шанс сохранить Пулковские высоты. С другой стороны, что мешает градоначальнику Александру Беглову просто «засветить» небо над обсерваторией из-за пределов трехкилометровой зоны, сделав невозможной ее работу? Можно ожидать и такого развития событий – если, конечно, он выиграет выборы. Пока что и. о. губернатора пытается лавировать, угождая и нашим, и вашим – он утверждает, что уговорил застройщика сократить проект с четырех очередей до одной, а также потребовал от Российской Академии Наук сохранить в Пулкове научную базу. То есть на работу телескопа будущий губернатор не рассчитывает – как максимум он останется игрушкой для туристов. И до своего двухсотлетия (!) в 2035 году обсерватория не дотянет только потому, что хозяину Setl Group Максиму Шубареву опять захотелось денег.

Вообще, конечно, странно всё это. Ладно Москва, которую застраивают татарстанские специалисты под тюменским патронатом, им не положено жалеть о покоренных территориях. Но господин Шубарев родился в Ленинграде полсотни лет назад, он все знает о городе, о его, не побоимся этого слова, сакральных местах – и все равно готов уничтожить их ради заработка. Похоже, владельцу 41,1 млрд рублей очень хочется стать долларовым миллиардером. Любой ценой.

Действительно ли от пулковских наблюдений есть научная польза – сказать сложно, хотя астрономы (а кому еще разбираться в этом вопросе) практически единодушно считают, что без новой застройки лет двадцать у обсерватории точно есть. Удивляет другое – почему в огромной стране, где 80% земли не используется (и это отнюдь не только вечная мерзлота), обязательно строить сходится то на очистной станции, то на гигантской свалке, то на исторических высотах? Почему бы любителям видов сверху, господам застройщикам вместе с поддерживающими их чиновниками не пойти, например, на самую верхнюю точку Ленинградской области, гору Гапсельга (291 метр), и не заложить там новый процветающий город?

Сайт Change.org, конечно, сомнительный инструмент, но лучшего у нас нет. Так что если есть желание – поддержите петицию в защиту обсерватории.

В университете Петербурга введут плату за прогулы студентов
Реклама