Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

07:08
Москва
20 апреля ‘24, Суббота

Михаил Гуцериев и его долги: история одного рекордсмена

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Преследуя россиян за копеечные задолженности, наши госбанки удивительно лояльны к супердолжникам.

Если верить «Трасту»

Новый этап наступил в истории долгов заслуженного нефтяника Михаила Гуцериева («Русснефть») перед государством российским. Заключено тройственное соглашение между банком «Траст», банком «Согласие» (оба сейчас в стопроцентной собственности Российской Федерации, то есть нас с вами) и группой «Сафмар» легендарного бизнесмена.

По одной из точек зрения, озвученной, например, Reuters, Михаил Гуцериев и его племянник Микаил Шишханов добровольно согласились поучаствовать в санации принадлежавших им Бинбанка и «Рост банка». Они передали Центробанку пакеты акций «Интеко» (привет из нулевых от Елены Батуриной), А101 и «Русснефти», главного актива семьи. «Дыра» в банках составляла до 350 млрд руб., и, естественно, встал вопрос оценки этих пакетов. Тут Гуцериев и Шишканов были категорически не согласны с Центробанком, где полагали, что бумажки не компенсируют и половины убытков. В процессе переговоров в СМИ началась кампания против Гуцериева; можно предположить, кто именно был ее интересантом.

Впрочем, там хватало материалов и без дополнительных стимулов. Банк «Траст», который после национализации стал кладбищем плохих активов, недавно подготовил отличную презентацию по долгам Гуцериева, насчитав там порядка триллиона рублей. Это не много – это очень много. 1% ВВП России, если угодно. Или 6% общей задолженности всех физических лиц страны. Кошмарная сумма, которую не смог бы выплатить ни один человек в России (Forbes оценивает состояние нескольких олигархов в бо́льшую сумму, но реально обналичить миллиарды долларов Лисина или Михельсона невозможно).

«По результатам реализации соглашения положительный экономический эффект для банка "Траст" составит 135 миллиардов рублей», – радостно рапортует банк. Формулировка очень тонкая – «положительный эффект». У нас, например, когда подписывается контракт на строительство моста за бюджетные деньги, говорится о положительном эффекте. Когда подсчитывают прибыли от роста НДС – тоже. Страна клинических оптимистов.

На самом деле никакого особенного эффекта нет. «Сафмар» согласилась вернуть себе ряд одолженных активов за 94 миллиарда рублей, реструктуризирует (подробности пока неясны) еще некую часть из активов на сумму 41 миллиард рублей и, наконец, откажется от своих исков к «Трасту» и «Открытию» на 31 миллиард рублей. Создается впечатление, что в плюсе как раз Гуцериев: он вышел фактически сухим из очень большой дыры в капитале.

Немыслимое долготерпение Грефа

Но главное ведь ситуация с «Трастом» далеко не единственная проблема «Сафмара». Сбербанку Гуцериев и/или его клан должны 5 млрд долларов, то есть 325 млрд рублей. Банку ВТБ – 77 млрд. Афипский нефтеперерабатывающий завод приобретен с долгами перед «Сбером» на 170 млрд. И мало того, Сбербанк только что одобрил для этого НПЗ еще один кредит размером в миллиард долларов – на модернизацию.

Конечно, цифры можно считать по-разному. Гуцериев настойчиво подчеркивает, что бизнес его племянника Шишканова – совершенно отдельная история, не имеющая отношения к «Русснефти»; соответственно, за шишкановский Бинбанк Гуцериев отвечать не может. Но надо совершенно не представлять себе устройства ингушских кланов, ничего не знать о специфике родовой системы на Кавказе, чтобы поверить в независимость Микаила Османовича от Михаила Сафарбековича. Но так или иначе, корректнее будет говорить о долгах Гуцериева-Шишканова, а не просто Гуцериева.

И при этом наши герои ухитряются получать новые займы! Если вы предприниматель и пробовали вести дела со Сбербанком, вы знаете, как сильно вам будут выкручивать руки. Откуда же такая доброта в нашем случае?

Похоже, между Гуцериевым-главным и Германом Грефом существуют особые отношения, пусть и носящие исключительно финансовый характер. Там более что Греф, равно как и Костин в ВТБ, и Набиуллина в Центробанке, оперирует не собственными, государственными или на 50-60% государственными деньгами.

Человек, который один раз уже на три года сбегал из России, в банках семьи которого обнаружена дыра размером с кратер Везувия, пользуется безграничным доверием целого набора крупнейших финансовых организаций. И никто не бьет в набат, акционеры «Сбера» и ВТБ не требуют отставки менеджмента, глава Центробанка спокойно выступает в Совете Федерации и уходит оттуда без конвоя (не всем это удается).

Чем знаменит Гуцериев

Какие же невероятные услуги оказал Михаил Гуцериев России, что она питает к своему блудному сыну такое доверие? Кое-что, конечно, проясняет список наград этого уникального человека: Леонид Брежнев скромно курит в сторонке. Мастер на все руки, Гуцериев имеет, скажем, ордена первой степени и Русской православной церкви, и Совета муфтиев; медали и Советского Союза, и антисоветской России, награды ФСБ и ФСКН, Минэнерго и омбудсмена. Он как минимум 70-кратный лауреат «Песни года» как автор текстов, его имя увековечено в Чечне и Удмуртии, список его благотворительных проектов настолько велик, что непонятно, когда он успевает что-то зарабатывать.

Ну как не дать такому человеку еще немного денег? Для народа же старается, не для себя.

Реклама