Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:39
Москва
8 мая ‘24, Среда

Пятая колонна стучит на барабанах: при чём тут Дмитрий Паньков?

Причальные краны терминала НУТЭП, за контроль над которым продолжается серьёзная борьба

Российский рынок коммерческого компромата – чрезвычайно увлекательная поляна. Отделить тут ложь от правды не легче, чем Господу было разделять свет и тьму. Мы предлагаем вам свой взгляд на одну из актуальных ныне тем – о западных экономических диверсиях против российской логистики.

Логистика в России – больше, чем логистика. В самой большой стране мира, да ещё и с активнейшими экспортно-импортными операциями, бесперебойная работа транспорта – непременное условие не только коммерческих успехов, но и самого существования, целостности и суверенитета государства.

Любопытный текст опубликовало издание «Агентство политических новостей». Напомнив уже подзабытое массовое бегство из России топ-менеджеров в 2022 году, авторы выдвигают вполне резонное предположение о том, что далеко не вся «пятая колонна» честно и открыто покинула страну.

Некоторые остались здесь. Кто-то – потому что не сумел уехать (не нашёл занятия на чужбине, не смог продать активы и т.д.), а кто-то – потому что получил соответствующий приказ. Приказ от своих кураторов по ту сторону Балтийского моря или Атлантического океана.

В качестве такового журналисты АПН называют бывшего топ-менеджера группы компаний «Дело» Дмитрия Панькова. Источники их информации разнородны: если, скажем, грубый текст «Совершенно Секретно» вызывает только стыд за уровень неплохого некогда издания, то расследование FLB и лёгшая в его основу давняя статья «Инсайдера» (включён в список иноагентов) – это достаточно серьёзные расследования. Первоначальный материал, впрочем, признан «опасной или запрещенной к распространению в России информацией», поэтому мы не будем подсказывать, как и где его искать.

Основной тезис АПН таков: Паньков «годами занимался саботажем и вредительством в российской транспортной отрасли, в том числе, наверное, и в интересах британской разведки».

Обвинение, что и говорить, серьёзное. Дмитрий Александрович – топ-менеджер со стажем, судим не был, его нынешнее место работы и местонахождение нам неизвестны. Что же заставляет журналистов подозревать его в крайне серьёзных преступлениях?

Обвинение

Дмитрий Паньков – юрист по образованию. В транспортную сферу попал через своего друга Тимофея Телятника (FLB обзывает его иноагентом, но в соответствующем реестре Тимофей Константинович не значится). Телятник устроил Панькова в группу компаний «Дело», конкретно в ООО «Дело-Центр» – и вскоре руководство Группы сильно об этом пожалело.

ГК «Дело» – это один из крупнейших российских транспортно-логистических холдингов, основными активами которого являются два портовых терминала в Новороссийске, зерновой терминал КСК и контейнерный терминал НУТЭП.

Так вот, в ходе одного из судебных процессов на Кипре опытный юрист, по версии следствия, раскрыл определённые коммерческие тайны ГК «Дело». АПН пишет, что судебный процесс сорвал крупную сделку на $700 млн с дубайской DP World, после чего в отношении Панькова возбудили уголовное дело №123756 по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 183 УК РФ (незаконное разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну). Ранее издание-иноагент писало о «700 миллионах рублей – 49% долей в уставном капитале компании ООО «НУТЭП», которые он в 2016 году хотел продать крупному портовому оператору DP World и фонду РФПИ, но не продал».

Чтение прессы того времени не оставляет сомнений – речь шла именно о долларах, то есть ущербе в 60–70 раз большем.

Бегство

Паньков тогда называл возбуждение дела против себя беспрецедентным давлением и запугиванием. Но давление и запугивание это происходило как-то странно: после ночного обыска «кровавый режим» избрал ему мерой пресечения подписку о невыезде, а когда в течение десяти дней обвинение так и не было предъявлено, Паньков совершенно законно, хотя и очень быстро, покинул страну, став одним из многочисленных беглецов от «экономической несвободы в России».

Обосновавшись на Туманном Альбионе, Паньков вполне мог жить почтенным эмигрантом: накопленных им средств должно было хватать на скромную, но достойную ренту. Однако в 2018 году он входит в «список Титова» и возвращается в ту самую страшную Россию, которая так его преследовала и запугивала. Не правда ли, странный выбор?

Возвращение

Что такого произошло в Лондоне, что менеджеру остро захотелось обратно к своим проблемам и уголовному делу (пусть даже с обещанной амнистией)? Журналисты АПН предполагают, что новому релоцированию тоже поспособствовали люди в погонах. Только уже совсем других – британской разведки МИ-6. «Они были впечатлены его талантом наносить ущерб транспортной отрасли России», – иронизируют авторы.

Каким образом он вновь оказался в ГК «Дело» – загадка. Видимо, сумел как-то договориться с руководством. На новом старом месте он плотно работал с главой купленного у РЖД «Трансконтейнера» Александром Исуриным и его заместителем Сергеем Мухиным. И вскоре, пишут АПН и FLB, была выявлена коррупционная схема по переводу грузопотоков с терминалов «Трансrонтейнера» на красноярские площадки прямых конкурентов из ГК «Фининвест», принадлежащей бывшему топ-менеджеру РЖД, бизнесмену грузино-абхазского происхождения Александру Кахидзе. Нам, однако, не удалось найти следа подобного уголовного дела, по которому «сроки получили лишь несколько рядовых сотрудников».

Также известно, у Кахидзе ранее работал некто Евгений Подгаецкий, предположительно гражданин Украины, который через Панькова перешёл в «Дело» и стал предлагать покупку и фрахт судов по завышенным тарифам, за что быстро отправился в отставку. По оценкам журналистов, ущерб от этой активности мог превышать 60 млн долларов.

Перестановки

В сентябре 2022 года Исурина перевели из «ТрансКонтейнера» руководить только что зарегистрированным в Дубае морским контейнерным оператором Mountain Air Shipping (MAS). На тот момент страна отчаянно нуждалась в новых логистических цепочках, взамен обрушенных Западом, и MAS была одной из немногих компаний, которая ещё возила грузы в Россию и из неё.

Тогда-то с подачи Панькова в ГК «Дело» и попал Евгений Подгаецкий. Впрочем, тандем проработал на этой ниве сравнительно недолго – к весне 2023 года менеджеров попросили на выход. Теперь с их «наследством» разбираются в ГК «Дело» и «ТрансКонтейнере» выходцы из «Росатома» – Екатерина Ляхова и Михаил Концерев соответственно.

В конечном итоге бо́льшая часть друзей собралась в структурах «Фининвеста» Александра Кахидзе. Исурин и Мухин до сих пор работают там. Долг компании недавно перевалил за 100 млрд рублей, и чем их отдавать – непонятно.

Дятел

Но Бог бы с ними, с коммерческими интересами. Российский бизнес никогда не был белым и пушистым, видали мы сюжеты и позакрученнее. Но есть ещё одно обстоятельство.

В высшем менеджменте российского транспортно-логистического комплекса завёлся некий весьма информированный джентльмен, который стучит о наших фирмах на Запад, как дятел на барабане. В режиме санкционной войны британцы благодарны за любые сведения, позволяющие «законно» включать в чёрные списки всё больше наших компаний. И некто им активно в этом помогает.

Означенный некто, например, передавал чувствительную информацию арестованным братьям Магомедовым – на основе этой информации были составлены материалы лондонского иска Магомедовых против ряда российских компаний, включая государственные «Росатом» и «Транснефть».

Один из сотрудников «Дела» (FLB предполагает, что Подгаецкий) «строчил письма-доносы всем партнерам холдинга, старательно разъясняя, что те имеют дело с российской компанией и российскими грузами». В конечном итоге под санкциями оказалось входящее в холдинг «Сахалинское морское пароходство» (SASCO), которое планировало развивать перевозки по Северному морскому пути.

Благодаря приватной информации в санкционные SDN-списки в феврале 2024 года попал и транспортно-логистический центр «Электроугли» в Московской области, принадлежащий Кахидзе. АПН пишет, что после этого Кахидзе «натурально набил Подгаецкому морду и уволил». Не знаем, так ли это, мы свечку не держали (а жаль).

Гражданство

Также пишут, что у всех участников «группы Панькова», включая его самого, помимо российского есть ещё и другие гражданства: у Панькова и Подгаецкого – Украины, у Исурина и Мухина – прибалтийских стран. У нескольких их ближайших партнёров – израильское гражданство.

Только постоянной деятельностью группы информированных топ-менеджеров можно объяснить, как страны Запада наносят максимально болезненные санкционные удары по российской транспортной отрасли, и как им удается оперативно распознавать и разрушать новые цепочки, которые создают российские компании по их обходу.

«Именно Паньков владел ценной информацией о работе стратегических российских предприятий, в одном из которых работал сам, а информацию о другом мог получать через посредников <...>. И, как подозревают, он вполне мог передавать её в Лондон», – пишут авторы FLB.

Суперкомпания и её враги

Сейчас в России готовится большая сделка – создание российского логистического супергиганта на базе активов ГК «Дело» и FESCO. В обеих конкурирующих компаниях свою крупную долю имеет «Росатом», и их объединение на его базе напрашивалось давно.

Однако создание объединённой компании до сих пор оттягивается. Хотя для транспортного суверенитета страны создание непобедимой мощной логистической компании полного цикла – только плюс.

Люди из «группы Панькова» сейчас либо трудятся у Кахидзе, либо отошли от дел. Но они всё ещё остаются очень информированными – и по этой причине очень опасными.

Хотелось бы, чтобы компетентные органы разобрались в ситуации, отделили агнцев от козлищ и определили «неустановленных следствием» дятлов в особо охраняемое дупло.

В Тюмени объявлен набор детей в лагерь, где будут снимать кино
Реклама