Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:34
Москва
29 марта ‘24, Пятница

ПИК продаж при спаде строительства

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В российском девелопменте определенно происходит что-то неладное.

Несколько дней назад мы рассказывали про отчетность группы компаний ПИК – крупнейшего, по-видимому, застройщика в России. Цифры там оказались очень интересными: при безусловно позитивных финансовых результатах видно, что компания все больше продает жилья и все меньше его строит. На стагнирующем в целом рынке удалось поднять объем продаж в денежном выражении более чем на 20% по отношению к первому полугодию предыдущего года. При этом общая площадь выставленных на продажу квартир почти на 20% ниже, чем год назад.

О чем это может свидетельствовать?

Точно не о резком росте спроса и цен на дешевые квартиры. Интерес к ним действительно существует, благо все, кто хотел купить себе жилье поприличнее, уже это сделали. ПИК же успешно освоил наследие купленного им «Мортона», строившего бесчисленные «мортонграды» с наружной стороны МКАД, и штампует их с не меньшим усердием. Покупка жилья у ГК ПИК – в первую очередь свидетельство бедности. И хотя Владимир Путин с подачи Игоря Шувалова отменил понятие «эконом-класса», жилые комплексы ПИКа обычно принадлежат именно к нему.

Но многие, даже отнюдь не богатые люди, действительно готовы на все, чтобы обзавестись жильем в Москве или области (от всего сердца – область не советуем, коммунальные услуги дороже, а социальной защиты никакой). Например, они берут необеспеченный кредит на первый взнос по ипотеке. Купленные таким образом квартиры, скорее всего, через несколько лет отойдут банкам, ну а граждане-заемщики, возможно, получат сдачу с реализации своего бывшего жилья и отправятся по малым родинам, обогащенные полезным опытом.

Так чем же вызвано такое несоответствие – рост доходов при сокращении деятельности? Может быть, ПИК просто нуждается в деньгах? В апреле 2018 года компания не только отложила размещение облигаций на 14 млрд рублей из-за низкого спроса, но и устроила грандиозную распродажу активов. Ведь попавший под санацию банк «Открытие» был одним из крупных миноритариев группы (через компанию Otkritie Securities), так что на рынке возникли вопросы к устойчивости всего бизнеса ГК ПИК. В самом деле, кто будет вкладываться в тысячерублевые облигации строительной компании с погашением через 10 лет, если даже крупные застройщики то и дело резко сворачивают бизнес и исчезают в лондонских туманах?

И СУ-155, и Urban Group, как в старом анекдоте, «кашляли перед смертью» – резко увеличивали объемы продаж. Вряд ли такая судьба грозит системному, ключевому для Москвы и области застройщику ГК ПИК, но сравнения, к сожалению, напрашиваются. ПИК активно продает квартиры. Но будет ли он их строить? У компании уже сократился на 41,2% «объем поступлений денежных средств от оказания строительных услуг и прочих видов деятельности». Что это – временный спад между пиками продаж или системная проблема?

Впрочем, вся деятельность ГК ПИК и его столичных коллег является системной проблемой для России. Группа компаний, безусловно, достойна ордена «За застройку Москвы и области в особо крупных размерах». Вот только не появится ли в будущем такая статья и в Уголовном кодексе?

Если и через пятьдесят лет Москва будет столицей России, это станет свидетельством национальной катастрофы. Кормить одну распухшую агломерацию, выросшую среди заброшенной бесплодной земли, – тупиковый путь развития. И когда-нибудь новое, вменяемое, патриотичное правительство переведет государственные учреждения куда-то за Урал: то ли на Дальний Восток (во всех крупных странах, кроме России, столица находится в самом восточном часовом поясе), то ли в географический центр страны. И тогда дети и внуки тех, кто сейчас покупает квартиры в Москве, будут продавать их за полцены, лишь бы оказаться в новой столице.

Вот только не факт, что при нынешних поточных методах эконом-строительства с использованием дешевого неквалифицированного труда смуглых среднеазиатов эти квартиры, в том числе и построенные «специалистами» ГК ПИК, проживут столько времени.

Больше половины аэродромов нуждаются в ремонте – Минтранс
Реклама