16:32
Москва
29 мая ‘20, Пятница

Губернаторский вертолет мог упасть из-за теракта

Опубликовано
Текст:

Следствие рассматривает теракт в качестве одной из версий крушения вертолета с губернатором Иркутской области Игорем Есиповским. Стало известно, что в прошлом году вертолет чинили в Германии.

Следствие рассматривает версию теракта в качестве одной из возможных причин аварии вертолета, на котором летел губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Об этом сообщил РИА «Новости» представитель следственного управления на транспорте СКП России.«Версия теракта рассматривается. Есть также версия о неисправности вертолета, ошибки пилота и плохой погоды», -- сказал он.

В Следственном комитете при прокуратуре России эту версию никак не комментируют.

Однако очевидцы падения вертолета сообщали местным СМИ, что вертолет Bell-407 взорвался в воздухе и сгорел, упав на землю. Местные жители видели взрыв в воздухе, после чего вертолет упал в лес. Как сообщил егерь Прибайкальского национального парка Александр Муратов, постоянно проживающий в урочище Малышкино, от вертолета практически ничего не осталось -- только колесо, двигатель и обломок хвоста, сообщает иркутское издание «Бабр.ру»

В свою очередь, руководитель Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Анатолий Мерзляков заявил в интервью«Восточно-Сибирской правде», что версий на сегодняшний день две: либо имеет место ошибка пилота, либо виновата погода – в тот день в районе катастрофы были отмечены сильные порывы ветра. В частности, после обнаружения вертолета вылет спасателей к месту трагедии был отменен из-за плохой погоды и сильного ветра.

Анатолий Мерзляков рассказал, что побывал на месте падения вертолета: «Оно компактное. Машина, падая, ударилась о большое дерево, метров 18 высотой, срезала верхушку. Пожар начался уже на земле, к тому времени в живых в вертолёте никого не осталось. Двигатель работал на бензине, машина загорелась сразу после удара о землю. И если бы не пожар, не удалось бы, наверное, так быстро обнаружить место крушения».

«На месте происшествия сотрудниками Следственного управления на транспорте СК прокуратуры РФ проделана вся необходимая работа. Место катастрофы осмотрено, законсервирован квадрат, где упал двигатель, – заявил Анатолий Мерзляков. – Специалисты, вероятно, будут изучать его прямо на месте падения вертолёта: возможно, причина катастрофы кроется именно в нём». Он подтвердил, что все части машины 12 мая переправлены в Иркутск для дальнейшей работы специалистов.

Сейчас на месте крушения вертолета продолжают работу комиссия межгосударственного авиационного комитета (МАК) и следственная группа транспортной прокуратуры. Уголовное дело возбуждено по ч. 3 ст. 263 УК России (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

В комиссию МАК вошли сотрудники Ространснадзора, Росаэронавигации, центра, который занимается сертификацией данных вертолетов, и Росгидромета.

Приглашение принять участие в расследовании направлено в фирму Bell Helicopter Textron, разработавшую вертолет. Кроме того, уведомление об аварии направлено в Бюро по безопасности на транспорте Канады (TSBC) -- государства-разработчика вертолета, а также в Бюро по безопасности на транспорте США (NTSB) -- государства-разработчика двигателя. Представители из Канады и США прибудут 13 мая в Иркутск для участия в расследовании. Фрагменты вертолета будут доставлены в аэропорт Иркутска. Работа комиссии продлится не менее 15 дней, сообщается на сайте МАК.

Уже сейчас известно, что «черных ящиков» на борту разбившегося вертолета не было, что может сильно осложнить работу комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы. Кроме того, в Минтрансе и МЧС ничего не знали о планируемом полете губернатора. Выяснилось также, что он использовал частный вертолет, принадлежащий бизнесмену из подмосковных Мытищ.

Авария

9 мая вертолет американского производства марки Bell-407, регистрационный номер RA-01895, серийный номер 53691, на борту которого находился губернатор Иркутской области Игорь Есиповский, его заместитель, глава администрации области Михаил Штонда, охранник Александр Шостак и пилот Виктор Кунов, не вернулся в Иркутск из рабочей поездки в населенный пункт Большое Голоустное на Байкале. На следующий день 10 мая в 17.43 по местному времени в труднодоступной лесной местности в 3-4 км от урочища Малышкино Иркутского района и в 80 км от Иркутска было обнаружено место падения вертолета. В ночь на 11 мая спасатели, высадившиеся в 2 км от места происшествия, смогли добраться к месту ЧП.

«Вертолет полностью сгорел, на месте происшествия обнаружены фрагменты четырех тел», -- сообщили в Восточно-Сибирском управлении Генпрокуратуры на транспорте. Личности погибших, тела которых сильно обгорели, во вторник были опознаны с помощью судмедэкспертов -- у всех четверых жертв крушения были разные группы крови, что существенно упростило и ускорило опознание. Аварийный маяк на вертолете не сработал.

Частный вертолет

 Как рассказала Infox.ru руководитель пресс-службы администрации Иркутской области Ирина Леньшина, пилот Виктор Кунов имел налет 3528 часов, из которых 757 -- в качестве инструктора. Кунов служил в Афганистане, у него 330 боевых вылетов, награжден орденом Красной Звезды. Он также участвовал в ликвидации Чернобыльской аварии, за что был награжден орденом «За службу Родине». Кунов проживал в Подмосковье.

По данным Минтранса России, экипаж вертолета Bell-407 не направлял заявку на полет в адрес Иркутского радиоцентра. Таким образом, полет частного вертолета не был санкционирован соответствующими службами.

Владельцем вертолета, по данным Минтранса, оказался житель подмосковного города Мытищи Сергей Александрович Шмаков. «Вертолет Bell-407, RA-01895, собственник -- физическое лицо, Шмаков Сергей Александрович, зарегистрированный по адресу: 141014, Московская область, город Мытищи», -- говорится в сообщении ведомства. Свидетельство о регистрации вертолета выдано 5 марта. Регистрационный номер свидетельства -- 0010333*. Сертификат летной годности был выдан 6 мая.

«Этот вертолет был официально зарегистрирован на частное лицо и просто использовался по договоренности на коммерческих условиях периодически, когда в нем возникала необходимость», -- заявил и. о. губернатора Иркутской области Сергей Сокол. Вертолет Bell-407 был доставлен в Иркутск поездом в конце декабря. По данным администрации области, вертолет прошел сертификацию и имел все регистрационные документы.

Владелец вертолета Сергей Шмаков возглавляет строительную компанию «Сапсан» (занимается постройкой коттеджей по канадской технолгии). Кроме малой авиации, он увлекается автоспортом. В 1993 году Шмаков организовал гоночную команду, с которой в 2003 году стал абсолютным чемпионом России по ралли-рейдам, в 2004 и 2006 годах получил кубок мира. Затем Шмаков провел первые частные соревнования «Кубок Сапсана», а потом участвовал в гонках Париж--Дакар, где занял 11-е место.

По данным издания «Тайга.инфо», Игорь Есиповский также интересовался автоспортом — гонками он увлекся еще будучи президентом «АвтоВАЗа». 7 марта губернатор принимал участие в гонке «Байкальский лед», однако на пьедестал почета так и не попал — на 35-м круге его машина неожиданно перевернулась и вылетела за ограждение. Сам губернатор тогда не пострадал.

Во вторник также стало известно, что вертолет проходил восстановительный ремонт в германском авиационном центре в конце 2008 года. Об этом сообщил генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. «В конце прошлого года по агентскому соглашению с владельцем вертолета Сергеем Шмаковым мы возили этот вертолет в Германию для восстановительного ремонта. Работы выполнялись сертифицированным центром Motor Flug в Баден-Бадене. В декабре 2008 года мы вернули отремонтированный вертолет хозяину», -- сказал Закаржаев.

Гендиректор отметил, что возглавляемое им предприятие, имеющее допуск на работу с вертолетами данной марки, приняло машину у хозяина, заключило договор на ремонт с немецкой стороной, приняло вертолет после ремонта и передало хозяину. Закаржаев не уточнил, какие именно работы проводились с вертолетом, но сказал, что все они были согласованы с владельцем вертолета. «С нового года у нас нет никаких соглашений по этому вертолету, срок действия подписанных ранее соглашений истек в прошлом году», -- добавил он.

Полет ценой в миллиарды

Во вторник исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Сергей Сокол рассказал журналистам об обстоятельствах последней рабочей поездки Игоря Есиповского. По его словам, на этой неделе губернатор собирался провести встречу с руководителем территориального управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по Иркутской области Игорем Шпаковым по перспективам развития зоны «Ворота Байкала».

На встрече планировалось обсуждение вопросов подписания перечня объектов инфраструктуры, которые должны быть построены в рамках реализации проекта за счет бюджетов всех уровней. Речь шла о финансировании в 9,6 млрд руб., из них доля Иркутской области составляла 4,6 млрд руб., сообщает иркутский информационный портал «Бабр.ру».

Игорь Шпаков в начале мая попросил о встрече с главой региона, и Михаил Штонда сообщил ему, что о дате встречи они договорятся после майских праздников. В связи с этим 9 мая Игорь Есиповский провел облет территории Большого Голоустного, где планируется разместить особую экономическую зону туристско-рекреационного типа. Вертолет с губернатором должен был вернуться в Иркутск 9 мая, в 20.00 по местному времени. Супруга губернатора Ольга Есиповская была в это время в Иркутске. Когда в назначенное время Игорь Есиповский не вернулся, она решила, что вылет отложили из-за плохих погодных условий. Тревогу подняли лишь на следующее утро.

Между тем специалисты считают, что с разбившегося вертолета не могла вестись охота, как ранее предположили местные СМИ. По словам Олега Апанасика, директора Прибайкальского национального парка, где разбился вертолет, этот район труднодоступен и там нет площадок для приземления.

Напомним, что 49-летний Игорь Есиповский вступил в должность губернатора Иркутской области 22 ноября 2008 года, сменив на этом посту ушедшего в отставку Александра Тишанина. Игорь Есиповский закончил Московский авиационный институт и курсы Военной академии Генерального штаба ВС РФ. В 2000-2005 годах – руководитель департамента товаров и технологий двойного применения ФГУП «Рособоронэкспорт», в 2005-2006 годах – гендиректор-президент ОАО «АвтоВАЗ», председатель совета директоров совместного предприятия «GM-AвтоВАЗ».

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Украинские потребители заплатят за американский газ - мнение
Реклама