26 апреля ‘24, Пятница

Звезда с россыпью из шести планет похожа на Солнце

Количество обладающих планетами звезд перевалило за тысячу. Найдена также система с наибольшим количеством планет -- в системе Kepler-11 их как минимум шесть.

Если до последнего времени астрофизики гордились пятьюстами открытыми за пределами Солнечной системы планетами, то теперь счет пошел на тысячи. Накануне ученые NASA сообщили, что число звезд-кандидатов на обладание экзопланетами довела до тысячи миссия космического телескопа Kepler.

Kepler ищет планеты методом транзитов – скрупулезно измеряя блеск звезды и фиксируя слабые затмения. Для поиска планет выбран участок неба в 115 квадратных градусов между созвездиями Лиры и Лебедя (примерно над левым крылом «птицы»).

Тысячи миров

«Мы прошли путь от нуля до 68 планет размером с Землю и с нуля до 54 кандидатов на нахождение в обитаемой зоне, где на поверхности планеты может быть вода. У некоторых кандидатов могут быть даже спутники с водой», -- объявил накануне Уильям Борукки из Исследовательского центра имени Эймса.

По последним данным, пять звезд-кандидатов имеют землеподобные твердые планеты. Ученые осторожно называют эти звезды кандидатами: для полной уверенности в существовании там планет необходимы дополнительные наблюдения методом доплеровской спектроскопии. Новые звезды-кандидаты открыты миссией Kepler с мая по сентябрь 2010 года. Теперь число планет, записанное только на счет телескопа Kepler, составляет 1235.

Из них 68 сравнимы по размеру с Землей, 288 – суперземли, 662 – размером с Нептун, 165 – размером с Юпитер и 19 – больших по размеру, чем Юпитер. «Это больше, чем число всех планет, обнаруженных до этого. Кандидаты, я уверен, будут проверены и окажутся планетами в ближайшие месяцы и годы», -- добавил Борукки.

Россыпь планет

Среди звезд, на орбитах которых найдены планеты, есть и те, вокруг которых вращается сразу несколько. Жемчужине нового обзора, желтому карлику Kepler-11, посвящена публикация в свежем номере Nature.

По колебаниям блеска этой звезды, удаленной от нас на 2 тыс. световых лет, ученые определили, что ее периодически затмевают минимум шесть планет. По словам ученых, они имеют дело с не похожей ни на какую другую планетной системой. «Она невероятно компактная, невероятно плоская, там большое число крупных планет, вращающихся близко к звезде», -- пояснил Жак Лиссоер из Эймсовского центра NASA.

Каждая из планет, вращающаяся вокруг Kepler-11, больше Земли: самая крупная сравнима по размеру с Нептуном. Самая внутренняя планета Kepler-11b в десять раз ближе к звезде, чем расстояние от Земли до Солнца. Самая дальняя планета, Kepler-11g, в Солнечной системе находилась бы между орбитами Венеры и Меркурия. Пять внутренних планет вращаются вокруг Звезды с орбитальным периодом от 10 до 47 дней, а на Kepler-11g год длится 118 дней. «Измерив размеры и массу пяти внутренних планет, мы установили, что это одни из самых мелких экзопланет. Они состоят из горных пород и газов, и, возможно, воды. Большая часть их массы заключена в твердой составляющей», -- добавил Лиссоер.

По словам ученых, система Kepler-11 уникальна тем, что ее архитектура и динамика позволяют проследить за эволюцией планет. Планеты d, e и f обладают большим количеством газа. По словам Лиссоера, они были «первенцами» этой системы, образовавшись спустя несколько миллионов лет после рождения самой звезды. Дело в том, что планеты рождаются при гравитационном сжатии протопланетного диска вокруг звезды. Такие диски обнаружены вокруг большинства звезд возрастом меньше миллиона лет. При этом известно лишь несколько звезд старше пяти миллионов лет, у которых протопланетный диск продолжает наблюдаться. Поэтому считается, что планеты с большими газовыми оболочками рождаются раньше всего, до того момента, пока диск не рассеется. Телескоп Kepler продолжит наблюдения за системой Kepler-11: ученые считают, что у этой звезды могут быть обнаружены новые планеты.

В Тюменской области пройдет более 1 500 мероприятий, посвященных празднованию победы в Великой Отечественной войне